Все дороги ведут в Минск
Состоялось ХХХII заседание Конференции Генеральных директоров железных дорог ОСЖД.
Белорусская железная дорога продолжит тесное взаимодействие с коллегами в рамках Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД). Это позволит ускорить интеграцию в евроазиатскую транспортную сеть, повысить эффективность использования транзитного потенциала страны в международных перевозках грузов и пассажиров.
Международный форум прошел в Минске 17 – 21 апреля. В нем участвовали делегации железнодорожных администраций более 20 стран, а также представители международных организаций. Организатором мероприятия стала Белорусская железная дорога.
Предыдущее мероприятие подобного уровня Беларусь принимала 25 лет назад.
В 1992 году в Бресте состоялось II заседание Конференции Генеральных директоров железных дорог ОСЖД. Нынешняя встреча в Минске – признание значительного вклада нашей магистрали в деятельность организации.
– Беларусь – страна с хорошо развитой сетью железных дорог, соединяющих Восток и Запад, – отметил председатель Комитета ОСЖД Тадеуш Шозда. – Через нее проходят важные транзитные коридоры.
По его словам, на Белорусской активно развивается инфраструктура, обновляется подвижной состав, внедряются новые технологии в перевозке пассажиров и грузов. Такой подход позволяет добиваться значительных успехов в работе, усиливать позиции на международном рынке. Кроме того, нужно учитывать, что Белорусская магистраль находится на стыке двух правовых систем, является огромной логистической базой по перегрузке с одной колеи на другую. Данный опыт очень ценен.
В эпоху глобализации многие транспортные услуги имеют трансграничный характер. ОСЖД, учрежденная более 60 лет назад, сегодня выступает удобной и важной площадкой для обсуждения вопросов, принятия взаимовыгодных решений. И это влияет на развитие большого рынка транспортных услуг: ежегодно услугами железнодорожного транспорта пользуются около 4 млрд. человек, а поезда перевозят 6 млрд. тонн грузов.
– Дальнейшая гармонизация железнодорожного права в рамках ОСЖД должна повысить уровень взаимодействия наших государств в вопросах функционирования железнодорожного транспорта, организовать беспрепятственный пропуск грузов и создать благоприятные условия для развития пассажирских перевозок в международном сообщении на всем континенте, – заявил на пленарном заседании форума министр транспорта и коммуникаций Беларуси Анатолий Сивак.
По словам министра, наша страна, находящаяся на границе Европейского и Евразийского союзов, на стыке колеи шириной 1435 мм и 1520 мм, ведет активную работу по усилению интеграции транспортной инфраструктуры в общую евразийскую сеть, по развитию международных транспортных коридоров.
Начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов обратил внимание на усиление конкуренции со стороны морского, автомобильного и воздушного транспорта. В такой ситуации, по его мнению, важнейшими факторами в привлечении клиентов являются цена, скорость и качество. А востребованность трансграничных перевозок зависит от четкого взаимодействия администраций стальных магистралей разных стран.
– Открываются новые возможности по совершенствованию работы железных дорог на обширном пространстве от Восточной Европы до Китая и Кореи, – отметил на форуме президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров. – В условиях четвертой промышленной революции нам необходимо активнее развивать конкурентные преимущества железных дорог, внедрять инновации на основе цифровых технологий и роботизации. Железнодорожный транспорт должен максимально быстро адаптироваться к новым требованиям.
Участники конференции обсудили широкий круг вопросов. Среди них – согласованность действий при перевозках грузов и обслуживании пассажиров, совершенствование тарифной политики и взаиморасчетов, сотрудничество в развитии инфраструктуры и обновлении подвижного состава. Особое внимание – грузоперевозкам в направлении Китай – Европа.
– До 99% грузов из Юго-Восточной Азии в Европу доставляется через порты морским транспортом, – акцентировал внимание Тадеуш Шозда (на фото справа). – И только 1% – по железной дороге. Это нас не устраивает. Нужно наращивать объемы перевозок по стальной магистрали.
Белорусская железная дорога активно участвует в такой работе, взаимодействует с коллегами из других стран. И это приносит заметные результаты. За 2016 год ускоренными контейнерными поездами по Белорусской железной дороге было перевезено 235,5 тыс. контейнеров в ДФЭ, или 143,3% к аналогичному периоду предыдущего года.
При этом объем контейнерных перевозок в сообщении Китай – Европа – Китай вырос примерно в два раза. Положительная динамика сохраняется и в 2017 году. Такие поезда на данном направлении еженедельно курсируют 38 раз. Время следования маршрутных контейнерных поездов по Белорусской железной дороге от станции Красное (госграница с Россией) до Бреста составляет менее 12 часов, маршрутная скорость отдельных из них достигает 1400 км/сутки с минимальной стоянкой на станциях. Это является одним из лучших показателей на сети дорог СНГ и Балтии.
Обсудили участники ОСЖД и перспективы развития высокоскоростных железнодорожных пассажирских перевозок. Если сократить время в пути, обеспечить безопасность и предложить оптимальное соотношение цены и качества, то можно «перетянуть» клиентов с авиарейсов в поезда.
Правда, реализация таких проектов требует колоссальных капиталовложений. По экспертным оценкам, расходы на строительство одного километра высокоскоростного пути по сравнению с обычным могут отличаться в 10 – 15 раз. Большой опыт в данной сфере накоплен в Китае, представители которого предлагают услуги по созданию соответствующей инфраструктуры. Однако подобные проекты требуют участия сразу нескольких стран, детальной проработки идеи, анализа экономической эффективности. Белорусская железная дорога открыта для обсуждения подобных предложений.
По итогам форума в Минске руководители делегаций из более чем 20 стран подписали протокол, которым закрепили договоренности, достигнутые по ключевым вопросам сотрудничества. Председатель Комитета ОСЖД Тадеуш Шозда и другие участники форума выразили благодарность руководству Белорусской магистрали за высокий уровень подготовки и проведения конференции.
Руслан АНАНЬЕВ