Профессия – по семейной эстафете
Четыре поколения семьи Богдановых связали жизнь с железной дорогой.
Эту династию, общий трудовой стаж которой на магистрали составляет более 150 лет, в агрогородке Крулевщина Докшицкого района Витебской области знают почти все.
Александр Михайлович Богданов приехал сюда в 1957 году из Тверской области. Династия начинается с его отца, который трудился на железной дороге в военизированной охране. Сам Александр Богданов после окончания Бологовского железнодорожного училища работал осмотрщиком-ремонтником местного вагонного депо. На этом же предприятии трудилась и его сестра Евгения Михайловна вместе с мужем Юрием Николаевичем. Брат Борис Михайлович также был железнодорожником: много лет отдал Бологовской дистанции пути.
В 50-е годы поезда, связывающие Москву с Витебском и Полоцком, курсировали как раз через станцию Бологое. Однажды во время рабочей смены Александр Богданов познакомился с молодым проводником из Полоцка Анной Гапанёнок. Разговорились, понравились друг другу… И эта встреча стала судьбоносной. Вскоре Александр Михайлович решил перебраться на малую родину будущей супруги – в Крулевщину. Сначала работал в передвижной механизированной колонне, затем вернулся на магистраль: в 1977 году устроился плотником в Полоцкую дистанцию гражданских сооружений, где трудился до выхода на заслуженный отдых. Верной железной дороге оставалась и его супруга. Анна Фоминична более 10 лет работала проводником пассажирского вагона Полоцкого резерва проводников, после была стрелочником на станции Крулевщизна. Супруги воспитали троих детей: дочь Антонину, сыновей Станислава и Анатолия.
Добрые люди, дружная семья, отличные хозяева – так говорят об Александре Михайловиче и Анне Фоминичне те, кто помнит их в родной Крулевщине. Хорошо отзываются о них и коллеги-железнодорожники. Благодарны родителям и дети.
– Они воспитали нас ответственными и трудолюбивыми, привили уважение к труду железнодорожников. Когда пришло время определяться с будущей профессией, мы все, не задумываясь, пошли по стопам отца и матери – на стальную магистраль, – говорит Станислав Александрович.
По стопам родителей
Антонина, сестра Станислава Александровича, получила образование в Оршанском техникуме железнодорожного транспорта, работала оператором при дежурном, дежурным по станции Крулевщизна. Станислав Богданов и его младший брат Анатолий начинали трудовую деятельность в Воропаевской дистанции пути, куда устроились после окончания средней школы. Оба прошли срочную службу в армии. Затем вернулись на железную дорогу – только уже в оборотное депо Крулевщизна локомотивного депо Полоцк.
Отучившись в Гомельской дортехшколе, Станислав Александрович работал помощником машиниста. Без отрыва от производства окончил Даугавпилсский техникум железнодорожного транспорта. Железнодорожник сменил не одну специальность, но всегда оставался предан магистрали: был дежурным по депо, слесарем-ремонтником подвижного состава. Трудовой стаж Станислава Богданова – без малого четыре десятка лет. Сегодня, оглядываясь на пройденный путь, он уверен, что с выбором профессии не ошибся.
– Железная дорога во все времена была стабильным предприятием, давала уверенность в будущем, – говорит собеседник. – К тому же я благодарен судьбе, что посчастливилось работать с хорошими людьми, заниматься делом, которое нравилось.
Собеседник признается, что повезло ему и с супругой. Его жена Ирина Михайловна в свое время тоже трудилась на станции Крулевщизна. В апреле нынешнего года семейная пара отметила 35-летие совместной жизни. У них двое детей. По стопам отца пошел сын Михаил, который работает помощником машиниста в оборотном депо Крулевщизна. Дочь Алена в декретном отпуске, вместе с мужем-железнодорожником воспитывают двухлетнего сына Никиту.
Брат Станислава Александровича – Анатолий – трудится в депо помощником машиниста. Он тоже окончил дортехшколу в Гомеле, техникум железнодорожного транспорта в Даугавпилсе. Получил высшее профильное образование в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. Гордость Анатолия Александровича – большая семья. С супругой Ириной Иосифовной они воспитали четверых детей – сына и трех дочерей.
В стуке колес – своя музыка
Представитель третьего поколения династии – Михаил Богданов, сын Станислава Александровича. На железной дороге он уже более десяти лет.
– В детстве я с нетерпением ждал отца из поездок: он всегда возвращался с подарками,– улыбаясь, рассказывает Михаил Станиславович. – Помню, как однажды привез мне из Вильнюса паровозик. Он стал моей любимой игрушкой. Тогда я, правда, и не предполагал, что буду железнодорожником.
Собеседник признается: по жизни его больше тянуло к музыке. В 13 лет освоить шестиструнную гитару помог дядя Анатолий, который в свое время играл в вокально-инструментальном ансамбле в местном клубе.
А на совершеннолетие родители подарили Михаилу первую двенадцатиструнную гитару. Нотной грамоте он обучился на курсах в педагогическом колледже в Полоцке. Там же освоил и два новых инструмента: аккордеон и фортепиано.
– Хотел быть артистом – сцену, концерты любил, – говорит Михаил Станиславович. – Окончил школу, пошел в армию. Во время срочной службы в пограничных войсках не раз выступал перед сослуживцами. Получил Почетную грамоту за активное участие в гала-концерте фестиваля песни «Голоса границы».
Уволившись в запас, Михаил Богданов оказался перед выбором: куда пойти работать? Отец посоветовал отдать предпочтение надежному предприятию – железной дороге.
– Тогда я задумался: действительно, музыка может оставаться моим хобби, и она не помешает получить достойную профессию, – рассказывает Михаил Станиславович. – Устроился в оборотное депо Крулевщизна слесарем по ремонту подвижного состава. Вскоре отправился учиться в Гомельскую дортехшколу на помощника машиниста тепловоза и дизель-поезда. Сегодня работаю в пассажирском движении и рад, что последовал примеру отца и дяди. Увлечение труду не помеха: наоборот, вдохновляет и дает силы. Да и в стуке колес, кстати, есть что-то лирическое…
– Музыку сын любил еще с детства, – говорит Станислав Александрович. – Помню, чтобы мальчик спокойно спал, мы включали «бобинный» магнитофон. Тот играл всю ночь, только остановим песню – Миша просыпается. Жили мы тогда в доме на три семьи. Приходилось объяснять соседям, почему у нас каждую ночь музыка играет…
Теперь у Михаила Богданова в доме собственная студия, оборудованная для звукозаписи. В его репертуаре много песен в стиле шансон, в том числе авторских композиций. С ними он выступает не только в родной Крулевщине. Михаил Богданов – частый гость в областном центре, Воропаево, Друе. Он – активный участник творческих мероприятий в Минском государственном профессионально-техническом колледже железнодорожного транспорта имени Е. П. Юшкевича. Кстати, здесь он заочно получает специальность техника-электромеханика.
В свои тридцать четыре Михаил Станиславович имеет немало наград: отмечен Почетной грамотой Докшицкого районного Совета депутатов, Благодарностью начальника локомотивного депо Полоцк и начальника Витебского отделения, дипломом Культурно-спортивного центра Витебского отделения.
В прошлом году стал лауреатом дорожного фестиваля народного творчества «Созвездие талантов». Очередное значимое событие его жизни – участие во втором отборочном этапе Республиканского отраслевого профсоюзного конкурса творчества трудовых коллективов «Новые имена Беларуси – 2017», который прошел в КСЦ Минского отделения.
На предприятии Михаила Богданова знают еще и как отличного организатора, профсоюзного лидера. И с этой миссией он успешно справляется.
– Принадлежность к трудовой династии обязывает ко многому. Ты не имеешь права на ошибку, нужно постоянно соответствовать уровню пользующейся уважением родни, – признается Михаил Станиславович. – Моей дочери Яне восемь лет. О профессии еще рано задумываться, но когда наступит время, обязательно посоветую пойти в железнодорожники. Будем гордиться, если она продолжит нашу династию.
Евгений
ВОЛОСТНЫХ