Апрель
Вс
11
2021

Быть готовыми к переменам

Второго августа завершается переходный период, после которого на железнодорожную продукцию будут распространяться обязательные требования технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС).

Готовы ли предприятия отрасли к работе в новых условиях? Как идет развитие современной базы стандартов, взаимосвязанных с ТР ТС? Какие изменения произошли в системе оценки соответствия железнодорожной продукции? Эти и другие вопросы, а также ряд проблемных аспектов и пути их решения обсудили участники тематического семинара, прошедшего в Управлении Белорусской железной дороги под председательством главного инженера магистрали Валерия Шубадерова.
Открывая мероприятие, он отметил, что сегодня процессы технического регулирования ТР ТС затрагивают многие сферы деятельности промышленности и бизнеса, поэтому требуют самого серьезного внимания, координации действий, создания условий по их внедрению. И если на предприятии нет четкой стратегии по данному вопросу, его продукция может оказаться за пределами рынка.
С основными положениями законодательства Евразийского экономического союза в области технического регулирования участников семинара ознакомила представитель Белорусского государственного института стандартизации и сертификации Ольга Ильянкова. Она также рассказала о создании договорной базы по устранению технических барьеров во взаимной торговле государств – участников СНГ, ЕАЭС и третьих стран. Проинформировала об изменениях двух законов: «О техническом нормировании и стандартизации», «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия», вступающим в действие в июле 2017 года. Ее коллега Наталья Гусаковская акцентировала внимание на порядке разработки продукции и внедрении ее в производство. А Сергей Мамай из Белорусского государственного центра аккредитации сосредоточил внимание присутствующих на критериях Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий. Представитель Инспекции Госстандарта по Минской области и городу Минску Елена Радевич информировала об осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза и о структурах, уполномоченных его осуществлять.
Участники семинара заслушали информацию руководителя профильной службы Управления дороги Владимира Фролова. В своем выступлении он обозначил сферу технического регулирования, являющегося инструментом обеспечения безопасности и качества продукции в новых условиях, актуальные вопросы его применения в железнодорожной отрасли, заострил внимание на установлении единых обязательных требований к продукции и гармонизации требований стандартов.
Владимир Анатольевич уделил внимание вопросам разработки и внедрения в производство подвижного состава и технических средств железнодорожной инфраструктуры, а также аспектам, связанным с применением и внесением изменений в ТР ТС, актуализацией перечней стандартов к ТР ТС.
В заключение он обратился к руководителям предприятий, изготавливающих железнодорожную продукцию или проводящих ее модернизацию, и подчеркнул необходимость обеспечения и соблюдения требований, установленных системой технического регулирования.
– Нужно определить, насколько выпускаемая и поставляемая продукция соответствует требованиям регламентов и стандартов. При необходимости – внести изменения в конструкторскую документацию или усовершенствовать технологию, после чего проанализировать эффективность принятых мер, – порекомендовал Владимир Фролов. – Кроме того, стоит провести внутренний аудит производства для оценки его готовности к проверке органа сертификации. Сделать акцент на развитии и техническом оснащении испытательной, измерительной базы метрологических подразделений.
Сотрудники органа по сертификации БелГУТа и испытательного центра железнодорожного транспорта СЕКО рассказали об особенностях работы по оценке соответствия объектов технического регулирования ТР ТС 001/2011, о проведении испытаний железнодорожной продукции.
Не остались в стороне и предприятия промышленности: представители ЗАО «Штадлер Минск» поделились опытом сертификации электропоездов по требованиям ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава», ОАО «Барановичский автоагрегатный завод» – о предметной работе в условиях соблюдения международных стандартов и внедрения современных методик управления качеством.
В ходе мероприятия были заслушаны доклады о развитии испытательной базы Белорусской железной дороги, об основных задачах и перспективах в этой области, о новом стандарте на системы менеджмента качества в железнодорожной промышленности и ряд других. После чего участники семинара обменялись мнениями и задали интересующие их вопросы.

Инга МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика