Когда в команде – мастера

В Барановичском вагонном депо завершен ремонт тележечного производственного участка.

Здесь заменили полы, стены обшили металлопрофилем, установили современное оборудование и новую энергосберегающую систему освещения со светодиодными светильниками. Изменения коснулись и технического оснащения. Специалисты вагонного депо разработали новую организацию технологического процесса участка, изменили схему расстановки оборудования. Отремонтирован тоннель для подачи тележек в ремонт и колесных пар из ремонта. В местах складирования тележек уложено специальное резиновое покрытие. Появились новые коммуникации для подачи электропитания технологического оборудования и сжатого воздуха с регуляторами давления. Кроме этого, работники депо изготовили и установили стенды для разборки и сборки тележек – так называемые раздвижки.
– Они встроены в новую схему технологического процесса таким образом, чтобы обеспечивалось достаточное пространство для безопасной и комфортной работы, – поясняет мастер тележечного участка Леонид Бокач. – Управление раздвижкой дистанционное. Это дает возможность гибкого и оперативного манипулирования положениями боковых рам и надрессорной балки. Они могут фиксироваться во многих ракурсах, что обеспечивает доступ к любой точке их поверхности для проведения дефектации и ремонта. Раньше на этом этапе применялись кран-балки.
В ближайшей перспективе, по словам Леонида Ивановича, участок также планируется оснастить установкой для мойки тележек. Кроме этого, здесь появится специализированное оборудование для наплавки надрессорных балок боковых рам.
Модернизация тележечного производственного участка – еще один шаг предприятия к улучшению качества деповского и капитального ремонта грузовых вагонов и безусловному соблюдению условий охраны труда. В этом направлении в депо уже сделано многое. К примеру, пять лет назад здесь провели полное техническое переоснащение колесно-роликового участка. Теперь он единственный среди аналогичных участков вагонных депо дороги, где практически все работы выполняет автоматика: умная техника отправляет детали на мойку, колесные пары и их узлы перемещают манипуляторы и транспортеры, а наплавка осуществляется с помощью специализированного оборудования.

Барановичское вагонное депо специализируется на деповском и капитальном ремонте вагонов-хопперов для Белорусской железной дороги, а также предприятий-собственников нашей республики и стран СНГ. В минувшем году деповчане отремонтировали 2844 вагона: 1439 – приписного парка магистрали, 1405 – сторонних организаций, в том числе из России. Капитальный ремонт прошли 387 вагонов, деповской – 2457. Почти половина из них – зерновозы, чуть более четверти – цементовозы. Кроме этого, предприятие проводит отцепочный ремонт и техническое обслуживание грузовых и пассажирских вагонов. Так, в прошлом году из текущего отцепочного ремонта выпущено более 4,3 тыс. вагонов. Еще 2216,5 тыс. единиц (171,9 тыс. – пассажирские, остальные – грузовые) прошли через пункты технического обслуживания Барановичи-Полесские, Барановичи-Центральные, станции Лунинец, Ситница, Лида. Хороший производственный темп, взятый в 2016 году, предприятие не сбавляет и в этом. За первый квартал 2017-го отремонтировано 637 вагонов, из них 304 – инвентарного парка Белорусской, 333 – приватных. Экспорт услуг в сравнении с аналогичным периодом 2016-го возрос в четыре раза. О том, что барановичские вагонники способны стабильно обеспечивать высокое качество ремонта, свидетельствует присуждение им по итогам минувшего года премии имени машиниста В. А. Яцкевича.

– Наша задача – обеспечить качественный ремонт всего буксового узла. Это и обновление самой буксы, и восстановление подшипников, – рассказывает мастер колесно-роликового производственного участка Владимир Крикало. – С поставленными целями справляемся успешно: в частности, ежемесячно ремонтируем около 1200 – 1300 колесных пар.
В основном это колесные пары для грузовых вагонов. Незначительную часть составляют колесные пары пассажирских вагонов для пунктов технического обслуживания Барановичи-Полесские, Барановичи-Центральные, станций Лунинец, Ситница, Лида. Все ПТО входят в состав Барановичского вагонного депо.
Трудятся на колесно-роликовом участке около 30 человек: слесари, токари, сварщики, фрезеровщики. Их работу даже после модернизации участка легкой не назовешь, поэтому руководство предприятия постоянно заботится об улучшении социально-бытовых условий сотрудников. Например, в минувшем году в помещениях приема пищи установили кондиционеры.

Установка для наплавки на колесно-роликовом участке

– Основа любого успеха – это человек, – подчеркивает руководитель предприятия Николай Хвалей. – У нас сложились рабочие династии, представленные уже двумя, а то и тремя поколениями.
Сегодня на предприятии трудятся 760 работников. Некоторые – не одно десятилетие. К примеру, бригадир тележечного участка Александр Смирнов пришел сюда еще вначале 80-х, начинал осмотрщиком вагонов. Это специалист высокого класса, к мнению которого прислушиваются и коллеги, и руководство депо. Он не раз становился победителем дорожного конкурса профессионального мастерства. Более 40 лет отдали магистрали слесарь по ремонту подвижного состава Федор Глобуз и токарь Николай Бондар.
– В депо я сорок один год, – говорит Николай Николаевич. – Устроился токарем после армии. Работаю на токарно-винторезном станке. Могу изготовить любую деталь, которая нужна при ремонте вагонов.
Еще один из опытных и уважаемых работников – мастер автоконтрольного участка Валерий Наливайко. В 1983 году Валерий Адамович устроился в депо слесарем. В 1999-м возглавил участок. Сейчас в его подчинении 25 человек.
Есть интерес к работе и у молодежи. К примеру, из специалистов, которые пришли в депо два года назад по распределению, сменить работу не захотел не один. Два выпускника БелГУТа вернулись сюда после службы в армии. Это Андрей Воронко – слесарь по ремонту подвижного состава на колесно-роликовом участке и Алексей Ильючик – слесарь подвижного состава в ПТО Лунинец, который сейчас готовится к сдаче экзамена на осмотрщика-ремонтника вагонов. В 2016-м коллектив предприятия пополнили еще два десятка молодых специалистов.
– В нынешнем году к нам также пришли пять выпускников гомельского отраслевого лицея, – говорит заместитель начальника депо по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам Александр Поламарчук. – Стараемся им создать хорошие условия. К примеру, всем выпускникам выделили места в общежитии. Помогаем освоиться в профессии вагонника.

Елена КРАВЕЦ