От Либаво-Роменской до Белорусской
Сегодня в состав Белорусской железной дороги входят шесть отделений с управлением в Минске. Но не всем известно, что до 1953 года на территории нашей страны функционировали три железные дороги: Минская, Западная и Белорусская (с управлением в Гомеле).
Сложно представить, каким бы был Гомель, если бы в 1873 году, через «поселение, щеголявшее постройками с соломенными крышами…», не прошла Ландварово-Роменская железная дорога, связавшая белорусские губернии с портами Балтийского моря и Украиной. Постоянное движение поездов на участке от Бобруйска до Гомеля открылось 16 ноября 1873 года. В следующем году была проложена ветвь от Гомеля до Бахмача и Ромен. В 1876-м дорога стала называться Либаво-Роменской.
Стальная магистраль разделила жизнь Гомеля на «до» и «после». Помимо служб тяги и пути, здесь открылись ремонтные мастерские. В них трудились около двух тысяч работников. Рядом с мастерскими возводили дома. Так появился новый городской район Залинейный с 47 улицами. За три года территория Гомеля и его население увеличились почти вдвое.
24 января 1883 года было принято решение о строительстве железных дорог через Полесье. Спустя три года через Гомель пролегли и линии Полесских железных дорог. Образовался крупный Гомельский узел, где были построены паровозное депо и механические мастерские, ряд станционных сооружений и несколько домов для железнодорожников.
В 1886 – 1887 годах по мере готовности вводилась в эксплуатацию ветвь Микашевичи – Старушки – Калинковичи – Гомель – Унеча – Брянск. Поезда из Гомеля ходили в четырех направлениях – на Минск, Брест, Брянск и Бахмач.
В 1902 году введена в эксплуатацию ветвь Орша – Могилев – Жлобин. Начал работать Жлобинский узел. В 1915-м через Калинковичи прошла линия Жлобин – Калинковичи – Овруч. Оба направления принадлежали Риго-Орловской дороге.
К началу Первой мировой войны ведущую роль в перевозках грузов занимали Полесские железные дороги, за ними следовали Александровская, Либаво-Роменская, Риго-Орловская. Перевозки пассажиров по железным дорогам Беларуси в довоенный период составляли около 6,9 млн. человек ежегодно.
Военные действия на территории страны начались в августе 1915 года. К 1 январю 1916-го в руках неприятеля оказалось 1129 км железных дорог Беларуси. С отступлением войск происходила эвакуация промышленных предприятий и населения. Проводилась она, как правило, поспешно, под натиском наступающего врага, что еще больше дестабилизировало работу железнодорожного транспорта.
В этот период принимаются меры, связанные с усилением пропускной и провозной способностей железных дорог, повышением их эксплуатационных возможностей. Вводятся в строй участки Жлобин – Калинковичи – Словечно, Пховская ветвь (Калинковичи – Пхов). Обустраиваются линии, соединяющие Александровскую дорогу с другими магистралями.
В конце 1918 года началось восстановление железнодорожного транспорта. Принятые меры дали свои плоды. Так, за 5 месяцев 1919 года на станцию Гомель поступило свыше 50 тыс. тонн грузов или в два раза больше, чем в 1918-м. Восстанавливались мастерские, депо, узловые станции. Увеличение грузооборота происходило и на других станциях Беларуси.
В июле 1919 года Полесские железные дороги, Либаво-Роменская и участок Новозыбков – Новгород-Северский объединили в Западные железные дороги с управлением в Гомеле. Дальнейшему восстановлению транспорта помешала советско-польская война. После боевых действий железнодорожный транспорт находился еще в худшем состоянии, чем после немецкой оккупации. Более половины железнодорожной сети (около 55%), а также паровозов и вагонов было уничтожено или изношено.
По Рижскому мирному договору, подписанному 18 марта 1921 года, Западная Беларусь отошла Польше. Государственная граница прошла по перегонам Радошковичи – Олехновичи (на участке Минск – Молодечно) и Негорелое – Колосово (на участке Минск – Барановичи).
На территории Беларуси остались лишь изолированные отрезки железнодорожных магистралей. Сократилась транзитная роль железных дорог.
Начинать пришлось с организационной перестройки управления железнодорожным транспортом и планирования его работы. В августе 1922 года Александровскую и Московско-Балтийскую объединили в Московско-Белорусско-Балтийскую железную дорогу, управление которой располагалось в Москве. В 1924-м в ее состав от Риго-Орловской дороги были переданы участки Орша – Могилев – Жлобин.
Восстановительные работы сочетались с реконструкцией и строительством новых путей сообщения. В 1923 году на Западных железных дорогах было капитально восстановлено 37 мостов. В числе вновь построенных железнодорожных линий на территории Беларуси: участок Коммунары – Кричев – Орша, Орша – Лепель; линия Шестеровка – Могилев – Осиповичи; Бобруйск – Старушки, а также Воропаево – Друя, Слуцк – Тимковичи.
На базе гомельских мастерских в 1929 году был создан паровозоремонтный завод. Для организации погрузочно-разгрузочных работ создавались самостоятельные хозрасчетные подразделения – конторы.
С ростом технической оснащенности, увеличением объемов перевозок и погрузо-разгрузочных работ возникла необходимость реоганизации и разукрупнения дорог. Так, в мае 1936 года на основе Московско-Белорусско-Балтийской и Западных железных дорог были образованы четыре железные дороги: Белорусская с управлением Гомеле, Западная – в Смоленске, Калининская – в Ржеве и Московская – в Калуге.
В составе Белорусской функционировали отделения эксплуатации службы движения–Жлобинское (ДН-2), Гомельское (ДН-3), Сновское (ДН-4), Могилевское (ДН-5), Осиповичское (ДН-1), Унечское (ДН-6). Начальником дороги был назначен Павел Владимиров.
В июне 1939 года из Гомельского выделилось Калинковичское отделение эксплуатации (ДН-7). Сновское отделение просуществовало до 15 августа 1940 года, его участки вошли в Гомельское.
С 15 ноября 1946 года по приказу Министерства путей сообщения на Белорусской железной дороге образованы 5 отделений: Осиповичское (НОД-1, начальник Виталий Корюкин), Жлобинское (НОД-2, начальник Иван Голенкевич), Гомельское (НОД-3, начальник Александр Ложков), Унечское (НОД-4, начальник Николай Нестеренко), Могилевское (НОД-5, начальник Александр Медведев).
В том же году во временную эксплуатацию ввели два пассажирских зала на втором этаже вокзала станции Гомель. Закончены работы по устройству пассажирского тоннеля. А через два года на месте разрушенного немецкими оккупантами одноэтажного здания заработал новый двухэтажный вокзал.
В 1948 году упраздняется Осиповичское отделение движения с передачей его участков в состав Минского и Могилевского. Из состава Белорусской дороги выводится Унечское отделение (перешло в состав Московско-Киевской дороги).
В мае 1953 года с целью улучшения управления эксплуатационной и хозяйственной деятельностью транспорта БССР объединили Белорусскую и Минскую железные дороги. Управление перевели в Минск.
Объединенная магистраль получила от упраздненной Белорусской три действующих отделения дороги: Жлобинское (НОД-2), Гомельское (НОД-3), Могилевское (НОД-5) с отлаженной технологией, грамотными кадрами и необходимыми техническими средствами. В состав новой дороги вошли сортировочные станции Гомель, Жлобин, Могилев, Осиповичи, Калинковичи, крупные станции Слуцк, Кричев, Бобруйск, при этом станция Гомель-Сортировочный имела сортировочную горку.
В освободившемся здании Управления железной дороги в Гомеле по улице Кирова разместился Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта (БИИЖТ, ныне БелГУТ).
Леонид ЛЕГЧЕКОВ