В приоритете – раритеты

В канун Дня Победы посетители музея революционной, боевой и трудовой славы Витебского отделения смогут увидеть обновленный зал, посвященный событиям Великой Отечественной войны.

Хранитель фондов музея Любовь Яковицкая проводит экскурсию

Для оформления девяти стендов и восьми выставочных витрин работники музея символично выбрали алые тона – это цвет крови, пролитой участниками боев, цвет такой долгожданной и Великой Победы. Под стеклом – снимки, документы, личные вещи железнодорожников-участников войны. Здесь же макет немецкого бомбардировщика, созданный руками местных умельцев.
Хранитель фондов музея Любовь Яковицкая с гордостью показывает нам уникальный дневник, недавно пополнивший экспозицию музея. На его пожелтевших страницах – история жизни железнодорожника Андрея Игнатьевича Мисюро. Эту тетрадь он вел на фронте. Самые трогательные слова – обращение к семье, оставшейся на оккупированной территории. Не зная, живы ли родные, солдат не терял надежды на скорую встречу и продолжал составлять летопись тех страшных дней. В музей дневник передала дочь ветерана – Надежда Ковалевская. Она, как и отец, трудилась на железной дороге и сейчас уже на заслуженном отдыхе.
– Наш музей начал работать 15 октября 1966 года. И открыл его первый начальник отделения Николай Акимович Макаров, который во время Великой Отечественной войны руководил колонной паровозов особого резерва НКПС № 3. Смотрите, сохранилась даже листовка-призыв к железнодорожникам принять участие в создании народного музея, – замечает Любовь Николаевна. – Отдельной экспозицией представлены работы почетного железнодорожника, участника Великой Отечественной войны и Парада Победы в Москве, в прошлом машиниста локомотивного депо Витебск Петра Устиновича Смолякова. В свободное время он увлекался скульптурой. Двенадцать работ железнодорожник передал в дар музею. Их реставрировали в локомотивном депо Витебск, теперь художественные произведения по праву занимают почетное место.
Запомнят потомки и голос Людмилы Ивановны Смирновой – одного из хранителей музейного фонда. В прошлом заместитель начальника Витебской дистанции сигнализации и связи по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам она самостоятельно подготовила и озвучила два фильма о знаменитых земляках-железнодорожниках, которые прошли Великую Отечественную войну.
– Посетителям демонстрируем их на большом ЖК-телевизоре, который в прошлом году к 50-летнему юбилею музея помог приобрести райпрофсож, – делится профессиональными секретами Любовь Яковицкая. – Благодаря подключению к Интернету есть возможность выйти на сайт дороги: ознакомиться с историей Белорусской магистрали, просмотреть материалы о династиях. К тому же совместно с Информационно-вычислительным центром Витебского отделения мы создали программу-каталог «Почетные железнодорожники».
В этой базе за считанные минуты можно найти данные о человеке, его фотографию. Поиск максимально облегчен. Есть выборка по году рождения, наименованию предприятия, указано точное название награды. Такое ноу-хау просто находка для музейного работника: программа быстро подскажет, где в фондах есть полная информация о человеке. В электронной базе – сведения с 1936 года. И формирование каталога продолжается. Помощь в поиске материалов, данных, фотографий нам оказывают ветераны, председатели профсоюзных организаций, а также работники всех кадровых подразделений отделения. Впрочем, экспозиция музея постоянно пополняется.
– В нашем фонде более 4 тыс. экспонатов. Уверена, что в 2017-м цифра увеличится. И для этого есть все предпосылки, – говорит Любовь Николаевна.
– В начале года райпрофсож Витебского отделения объявил конкурс «История и современность», посвященный 155-летию Белорусской железной дороги. Цель – создать летопись предприятий и профсоюзного движения. В его рамках собираем предметы, выпущенные до 1977 года включительно – от вымпелов и документов до инструментов и элементов форменной одежды. Они тоже займут достойное место в нашем музее.
К слову, в прошлом году из-за масштабных работ по смене экспозиций многие экспонаты демонстрировались на передвижных выставках. Теперь же музей вернулся на постоянное место – в Культурно-спортивный центр. Надо сказать, что только с начала текущего года здесь уже побывало более 500 человек. Это работники магистрали, ветераны-железнодорожники и, конечно же, школьники и студенты. Причем каждый находит для себя что-то познавательное.
– Один из любимых экспонатов самых маленьких посетителей – станционный колокол, – с улыбкой рассказывает Любовь Николаевна. – Он расположен прямо у входа в зеленый зал, где отражен период с 1866-го по 1940-й. А на этом «историческом» стуле периода существования Риго-Орловской железной дороги экскурсанты любят загадывать желания. Говорят, исполняются. Посмотрите, какой он крепкий, хоть ему и более века: нас еще переживет! Неподдельный интерес вызывает и стоящий рядом на столе аппарат Морзе. Кстати, в рабочем состоянии. Привлекает детей и путевой инструмент, отреставрированный работниками Витебской дистанции пути. Ребята все хотят потрогать, задают вопрос за вопросом.
Еще одна достопримечательность зеленого зала – макет живорыбного вагона. Его отреставрировали специалисты Витебского вагонного депо, стараясь не упустить ни одной мелочи.
К примеру, запись на кузове свидетельствует о том, что подвижной состав построен в Брянске. Вторая строго предупреждает: «При маневрах не толкать, с горки не бросать».
– Ополченский билет 1890-го, проездной документ, которому уже больше века, – продолжает знакомство с экспонатами Любовь Николаевна. – Слева – раритетные знамена 30-х годов. Они были среди первых экспонатов.
В том,что музей вызывает неподдельный интерес у посетителей, немалая заслуга и самой Любови Николаевны. Она всегда старается «подстроиться» под интересы экскурсионной группы, делает акцент на определенную тему. Неслучайно любая аудитория слушает ее внимательно, а после экскурсии оставляет слова благодарности в специальной книге.
– Сейчас наш музей переживает масштабное обновление: два зала уже преобразились, на очереди – третий. В нем обязательно появится и экспозиция о людях, которые в разное время были ответственными за фонды музея, – подытоживает Любовь Яковицкая. – Моисей Белинский, Александр Михалочкин, Николай Ковша, Вера Зеленкова, Людмила Смирнова, Наталья Гайдукова – их бережное отношение к экспонатам помогло сохранить раритеты для потомков.

Екатерина ОСОВСКАЯ

Яндекс.Метрика