С праздником Победы!

Не скупясь на благодарность!

Ветеранов Великой Отечественной войны, которые трудились в Управлении Белорусской железной дороги, с праздником 9 Мая поздравили нынешние работники магистрали.

Поздравления принимает Галина Тальвинская

Тех, кто сражался с врагом на передовой или приближал Победу в тылу, в совете ветеранов Управления сейчас 15 человек. Им постоянно оказываются внимание и забота.
…Гостей – ведущего специалиста отдела идеологии и социально-культурной работы Сергея Курганова, председателя профсоюзного комитета Управления Ирину Назарову, представителей совета ветеранов Геннадия Похилько и Жанну Шлык, а также ведущего специалиста по кадрам и правовой работе Дорожной организации БОКК Марину Хачиеву – первой принимает Галина Холикова. В свое время она трудилась в финансово-экономической службе магистрали. К букету роз, продуктовому набору от Красного Креста и денежной помощи – еще один трогательный сюрприз: фотографии с прошлой встречи. Такой подарок заранее подготовлен для каждого ветерана. Растроганная Галина Самуиловна с искренней благодарностью признается: «Приятно, что не забываете».
Рада посетителям и Мария Худалеева, которая тоже работала в финансово-экономической службе дороги. Во время войны Мария Ефимовна трудилась на складе топлива станции Смоленск. «Это было страшное время. Гул немецких бомбардировщиков помню до сих пор», – признается ветеран. В 1941-м она, студентка пединститута, как и ее сверстники, строила планы на будущее, которые так и не стали настоящим.
Не позволила война исполнить заветную мечту – получить образование в Черноморском высшем военно-морском училище – и Павлу Давыденкову, проработавшему долгие годы старшим инженером службы пути. Войну молодой боец прошел командиром отделения противотанковых ружей, был трижды награжден медалью «За отвагу». 9 Мая Павел Маркович отметил 95-летие, но по-прежнему бодр духом и полон сил.
Радушно встречает представителей магистрали и Галина Тальвинская. Она искренне признается: вспоминать о войне не любит. Ведь ей, в то время девятилетней девочке, пришлось пережить то, что не под силу было выдержать даже взрослому – голод, холод и дымящие печи концентрационного лагеря Дахау, куда Галина попала с мамой и сестрой. После войны она, как и отец, решила стать железнодорожницей: окончила отраслевой техникум, затем получила высшее образование. Почти четыре десятка лет трудилась в вагонном хозяйстве дороги.

Мария Ефимовна Худалеева

В этом году Галина Николаевна отметит 85-летний юбилей. Она прекрасно справляется с домашними делами, хлопочет на даче.
– Старость меня дома не застанет: я в дороге, я в пути! – бодро декламирует и ветеран магистрали Таисия Положенцева.
В мае она, почетный железнодорожник, отметит 90-летие. Листая семейный альбом, Таисия Алексеевна словно заново переживает страшные годы Великой Отечественной: вспоминает, как призвали на фронт отца, какими голодными и жуткими были первые военные годы.
В 1944-м ее с сестрами взяли работать на железную дорогу, где Таисия Алексеевна трудилась до выхода на заслуженный отдых.
Добровольцем ушла на фронт железнодорожница Анна Демьяновна Рыбакова. Служила в зенитно-артиллерийской батарее. Прошла всю войну. С Днем Победы ее ежегодно поздравляют не только представители магистрали, но и ученики 69-й столичной школы. Во время каждой встречи ребята, затаив дыхание, слушают рассказы бабушки Ани о войне, а ветеран с радостью потчует их сладостями.
Ветеран магистрали Александр Ярмусик в этом году тоже отметит юбилей – они с женой отпразднуют благодатную свадьбу – 70 лет совместной жизни. Войну Александр Георгиевич встретил на первом курсе Московского института инженеров транспорта, добровольцем пошел в рабочий батальон, участвовал в обороне столицы. Был серьезно ранен, награжден медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», орденом Отечественной войны І степени. Гордится ветеран не только боевыми наградами, но и профессиональным стажем железнодорожника – магистрали отдал без малого 40 лет.
Организация подпольной группы, участие в рейдах и засадах партизанского отряда, «рельсовой войне» – почетный железнодорожник Антон Хильчук всегда вел за собой боевых товарищей. В его судьбе тоже немало страшных событий. Одна из них – тяжелое ранение под Кенигсбергом. Но Антон Иванович выстоял. Его боевые заслуги отмечены медалями «За отвагу», «Партизану Отечественной войны» I степени, «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
Слез благодарности нынешнему поколению за внимание и заботу не скрывают и ветераны Галина Федотовна Морева, Маиса Матвеевна Гаевская, София Николаевна Мадалинская и Андрей Яковлевич Сотников, который трудился в контрольно-ревизионной службе. Сегодня он делится впечатлениями от прочитанной военной прозы Ремарка, а кругозор советует развивать и нынешнему поколению. Семен Евдокимович Береснев, в прошлом начальник грузовой службы, интересуется политикой, он – всегда в курсе последних новостей в стране и мире. Он также участник войны – сражался на Северо-Кавказском фронте, дважды был ранен. Награжден медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», орденами Отечественной войны I и II степени.

Супруги Ярмусик с дочерью Галиной

Следующая остановка – Республиканский клинический госпиталь инвалидов ВОВ имени П. М. Машерова, где проходит лечение ветеран-железнодорожник Александр Борис. Пока добираемся, ведущий специалист отдела идеологии и социально-культурной работы Сергей Курганов рассказывает о том, что посещение ветеранов магистрали в канун 9 Мая давно стало доброй традицией. Причем не только, чтобы поздравить участников войны, но и провести мониторинг социально-бытовых условий их проживания, узнать, какая помощь требуется.
В канун праздника в госпитале подготовили концерт для пациентов.
…«Этот День Победы», – доносится мотив знакомой мелодии из открытого окна палаты Александра Ивановича. Слова песни для ветерана наполнены особым смыслом. В войну он был радистом. Среди его боевых наград – медали «За отвагу», «За взятие Кенигсберга». Потом два года службы в запасном полку, возвращение в родную Вилейку. После окончания вечерней школы без экзаменов поступил в медицинский институт, где получил специальность хирурга. Трудился в железнодорожной больнице, во врачебно-санитарной службе.
В эти дни много поздравлений было адресовано ветеранам. И они в ответ не скупились на добрые слова, благодарили за внимание.

Екатерина ОСОВСКАЯ


Закаленные войной

В гостях у ветерана Елены Петровны Скачек

Ветеранов войны, которые трудились в Минском отделении Белорусской магистрали, поздравили начальник сектора идеологии и социально-культурной работы столичного отделения Оксана Сморгова, председатель ветеранской первички аппарата столичного отделения Галина Гапон и заместитель председателяпервичной организации ветеранов необособленных структурных подразделений Гения Гресько.

В адрес железнодорожников, переживших трудное военное время, звучали теплые слова благодарности, поздравления. Им вручили цветы и продуктовые наборы. Пожилые люди были искренне рады вниманию и выразили признательность за то, что их помнят.
Среди ветеранов Великой Отечественной Минского отделения большой вклад в приближение Победы внесли женщины: в прошлом начальник бюро рационализации и изобретательства Вера Григорьевна Мурашко, бухгалтер финансового отдела Елена Петровна Скачек, кассир билетный станции Минск-Южный Анна Гавриловна Мостовникова, кассир товарный станции Минск-Северный Нина Тимофеевна Герасимович и поездной диспетчер Гунефа Яковлевна Кирьянова.
В неспешных беседах, «прокручивая» жизнь, словно кинопленку, ветераны вспоминали о тяжелых буднях войны. Судьба преподнесла им нелегкие испытания, но стойкость духа этих людей восхищает. Они – особенные. В свои годы им не занимать жизнерадостности и позитива, они не жалуются на самочувствие, стараются быть оптимистами. Каждому пришлось пережить тяготы и лишения, голод, потерю близких. Но трудности только закалили их, сделали сильнее. Ветераны ценят каждое мгновение жизни под мирным небом и мечтают встретить еще не один День Победы.

Анна МЕРКУШЕВИЧ


Память бережно храня

Встреча ветеранов Полоцкого железнодорожного узла с активистами ОО «БРСМ» прошла в рамках празднования Дня Победы.

Представители разных поколений собрались на станции Полоцк. Вечер провели председатель совета ветеранов узла, бывшая малолетняя узница Нина Киселёва, секретарь Полоцкого узлового комитета ОО «БРСМ», экономист станции Полоцк Анна Гатихо и мастер Полоцкого вагонного депо Михаил Парфианович.
– У нас есть добрая традиция: в канун 9 Мая организовывать совместные мероприятия с молодежью, – рассказала председатель совета ветеранов узла Нина Киселёва. – К примеру, в прошлом году мы с молодыми работниками побывали в музее Обольского комсомольского подполья, познакомились с материалами, посвященными легендарным «Юным мстителям».
Из шести оставшихся в живых участников войны, состоящих на учете в ветеранской организации узла, на мероприятие смог прийти только Федор Яковлевич Сидоренко – в прошлом работник локомотивного депо Полоцк. Едва он начал рассказ о жизненном пути, в зале воцарилась тишина. Собравшиеся с неподдельным интересом слушали фронтовика.
– В 14 лет поступил в школу фабрично-заводского ученичества в Ленинграде, вскоре встал за токарный станок – вытачивал детали к боевым снарядам. Но, как и все мальчишки того времени, мечтал сам бить фашистов, – рассказал ветеран.
И его мечта сбылась. Парень прошел специальную подготовку и в составе батальона был направлен на Карельский фронт. За успешное форсирование реки Свирь его наградили орденом Славы III степени. Воевал в составе 3-го Украинского фронта: освобождал Венгрию, Австрию, Чехословакию. Победу встретил в Праге. Среди множества боевых наград Федора Сидоренко – орден Отечественной войны II степени, медали «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
После войны некоторое время служил в армии. Уволившись в запас, приехал в Полоцк и устроился в локомотивное депо, где отработал токарем более
40 лет.
На память о вечере Федору Яковлевичу вручили подарок и цветы.
О ветеранах Великой Отечественной, которые не смогли присутствовать на встрече, рассказали председатели советов ветеранов предприятий узла Зинаида Бондаренко, Любовь Щедрова и Галина Стрелкова. Они заранее навестили этих людей и записали их воспоминания. К примеру, поведали историю жизни Евдокии Васильевны Сморчковой, которая в свое время трудилась на станции Полоцк, Валентина Карловича Страздыня (работал в вагонном депо), Марии Егоровны Козловой (ветерана станции Новополоцк).
На вечер пригласили ветеранов труда. Растрогала военной поэзией Валентина Викторовна Пост – в прошлом работник Полоцкой дистанции сигнализации и связи. Ее отец-железнодорожник тоже воевал, дошел до Берлина. Аккомпанируя себе на гитаре, исполнил патриотические песни ее сын Игорь. Дружно подпевал зал ветеранам Полоцкой дистанции пути Валентине Васильевне Хайло и локомотивного депо Андрею Елисеевичу Гукову. К слову, он тоже малолетний узник. Они спели известные композиции военных лет. В роли гармониста выступил ветеран дистанции сигнализации и связи Владимир Анатольевич Вахминцев.
Эстафету подхватил ведущий вечера Михаил Парфианович, а отрывок из поэмы Александра Твардовского «Василий Тёркин» прочел электромеханик дистанции сигнализации и связи Николай Комаров.
Душевная, теплая атмосфера мероприятия, хорошие отзывы участников о нем подтверждают, что вечер удался. Узловой совет ветеранов благодарит руководство предприятий, в том числе начальника станции Полоцк Максима Стужука, председателей профкомов за помощь в его проведении.

Надежда ТАРАСОВА,
председатель совета ветеранов Новополоцкой промывочно-пропарочной станции


Не теряя оптимизма

В ветеранской первичке Осиповичского вагонного депо бережно хранят воспоминания участников Великой Отечественной войны и узников фашистских лагерей.

В их числе – и рассказы бывшей малолетней узницы Нины Гончаровой, которая много лет трудилась на предприятии маляром.
Родилась Нина Осиповна 13 марта 1931 года в деревне Ивановск Трубчевского района Брянской области в большой крестьянской семье. Отец –Осип Никитич – был пчеловодом, мать – Матрена Павловна – работала в колхозе. В начале войны Нине едва исполнилось десять лет. Старшего брата Михаила, который уже трудился в школе, призвали на фронт. Отец и брат Сергей ушли в партизанский отряд имени Александра Невского.
Оккупанты жестоко обходились с сельчанами. Тех, у кого родные находились в лесу, оставили без крова. Эта участь постигла и семью Нины.
– Во время карательной операции фашисты захватили мирных жителей. Младшего из братьев, 3-летнего Федора, – вспоминает Нина Осиповна, – успели спрятать у бабушки в соседней деревне Юрово.
Тогда погибла одна из односельчанок, и мать Нины приютила троих осиротевших детей. Но беды на этом не закончились. Фашисты угнали семью в концлагерь, который организовали в Браславе – дети стали донорами для немецких солдат. Затем их вывезли в концлагерь города Шауляй, где узников освободили советские войска.
Когда ворота лагеря открылись, местные жители просили отдать детей им: те были очень истощены и могли не выдержать дорогу домой. Мать Нины Осиповны оставила детей погибшей односельчанки своей знакомой. После войны она их разыскала. Помощь оказал корреспондент одной литовской газеты. Семья наконец-то смогла воссоединиться.
Сейчас Нина Осиповна живет с дочерью Людмилой в Осиповичах. Даже в почтенном возрасте она не может сидеть без дела. Зимой много читает, смотрит телевизор. Летом занимается огородом. У нее трое детей, пять внуков и три правнука.
Всегда с особым трепетом вспоминает о годах работы на магистрали. «Это было лучшее время, – говорит железнодорожница и делится секретами, благодаря которым ей удается сохранять здоровье, бодрость духа и неиссякаемый оптимизм: – Стараюсь вести активный образ жизни, правильно питаться, не думать о плохом, уважительно относиться ко всем людям».

Алла ЛУХАНИНА


Эх, путь-дорожка прифронтовая

Александра Сидорова поздравили представители руководства локомотивного депо Минск (заместитель начальника депо по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам Константин Щеглик), председатели совета ветеранов (Евгения Лапицкая) и профсоюзной организации предприятия (Виктор Ковецкий), секретарь первички ОО «БРСМ» Виталий Абрамчук и председатель профсоюзной организации Октябрьского района столицы (Елена Карпович)

Профессиональный путь каждого железнодорожника начинается по-разному: одни идут по стезе родителей, другие – вслед за друзьями и знакомыми. Александра Ефимовича Сидорова, в прошлом начальника локомотивного депо Минск, на магистраль привела война.

Его детство прошло в деревне Марковская Каргопольского района Архангельской области. Накануне войны семья, в которой росло пятеро детей, осталась без кормильца, жилось нелегко. В январе 1942-го по путевке комсомола Александра направили в паровозное депо Кемь Кировской железной дороги. Поначалу 15-летний подросток работал кочегаром, а затем слесарем – до октября 1944-го ремонтировал паровозы на прифронтовом участке дороги.
– Трудились по 12 часов в сутки, в две смены без выходных, – рассказывает Александр Ефимович. – Помню, рядом со станцией Кемь находился железнодорожный мост через речку Кемка. Его и пути ежедневно бомбили. Паровозные бригады, а это машинист, помощник и два кочегара, делали все возможное, чтобы спасти подвижной состав.
Особенно Александру Сидорову запомнился случай, о котором рассказывали опытные паровозники: на участке Кемь – Лоухи машинист дважды останавливал попавший под обстрел военный поезд, чтобы помощник смог отцепить горящие вагоны. Так, благодаря смелости и смекалке локомотивной бригады паровоз удалось сохранить.
– В конце 1943-го бомбежки прекратились, началось восстановление депо. В армию железнодорожников не призывали. Мы были нужны магистрали, – рассказывает ветеран. – Квалифицированных специалистов не хватало, и меня отправили на учебу в железнодорожный техникум в город Лодейное Поле. Там я и узнал о Победе. Занятия отменили. Все радовались, выходили на улицу, поздравляли друг друга, пели песни… Люди плакали и от счастья, и от боли за тех, кто не вернулся.
После учебы Александра Сидорова направили в паровозное депо Орша инженером-механиком, а позже он перешел на должность главного инженера в паровозное депо Минск. Спустя некоторое время возглавил предприятие и руководил им 10 лет. При нем начали осваивать первые тепловозы, реконструировать имеющиеся и строить новые цеха, совершенствовать оборудование и технологии, внедрять нормы охраны труда. Особое внимание уделялось рационализаторской работе, переобучению машинистов и слесарей. Многие железнодорожники, в том числе из локомотивного депо Минск, за свой труд были удостоены высоких наград. В профессиональной копилке Александра Сидорова их тоже немало – орден Трудового Красного Знамени, знак «Почетному железнодорожнику», благодарности, грамоты.
В августе 2016-го ветеран отметил 90-летний юбилей. Проходят годы, одна мирная весна сменяет другую. Окруженный любовью и теплом близких людей Александр Ефимович не теряет оптимизма. Он счастливый человек – отец двоих детей, дедушка пятерых внуков, прадед десятерых правнуков.
А в эти майские дни в доме Александра Сидорова гостей было еще больше – ветерана навестили представители руководства локомотивного депо Минск, председатели совета ветеранов и профсоюзной организации предприятия, молодежь первички ОО «БРСМ», а также председатель профсоюзной организации Октябрьского района столицы. Александру Ефимовичу вручили подарочный набор и цветы. Такие подарки с поздравлениями и словами благодарности получили все бывшие работники депо – ветераны Великой Отечественной войны.

Анна МЕРКУШЕВИЧ