Есть повод гордиться
Зал истории Минского отделения вновь признан победителем дорожного конкурса в номинации «Лучшая комната боевой и трудовой славы обособленного структурного подразделения отделения Белорусской железной дороги» – уже четвертый год подряд.
Легко ли из года в год держать столь высокую планку, какими изюминками привлекают здесь посетителей, рассказала смотритель зала, инструктор по культурно-массовой работе Детской железной дороги Наталия Маслович.
– Наталия Владимировна, чем интересны экспонаты зала истории?
– Хочется отметить, что из 2768 экспонатов, которые здесь хранятся, 1767 – подлинники. Важно и то, что всего на нескольких десятках квадратных метров нам удалось разместить 34 экспозиционных стенда, 10 альбомов, включающих документы, фотографии, отражающие историю Белорусской магистрали и Минского отделения в частности. Кроме того, мы постарались собрать солидную коллекцию старинных железнодорожных раритетов. Большинство из них попало к нам после расформирования базы запаса станции Негорелое. Это фонари, масленки, контейнеры для петард, духовые сигнальные рожки, скоростемеры, манометры, билет-проводники и т. д.
– А какие экспонаты вызывают наибольший интерес у посетителей?
– Конечно, это телеграфный аппарат Морзе, военно-полевые телефоны, которые мы «оживили» и теперь по ним можно разговаривать, телефонный коммутатор… Заинтересованность вызывают и предметы, о которых многие даже не слышали. К примеру, духовые сигнальные рожки. Они использовались c середины XIX века практически до конца XX и играли не последнюю роль в организации и обеспечении безопасности движения. Чтобы привлечь внимание пассажиров, сигнал подавался одним протяжным звуком, а если нужно было известить о прибытии поезда – двумя последовательными протяжными, несколько коротких, часто повторявшихся звуков означали сигнал тревоги, причем, применялся он лишь в случаях особой важности. Интересна посетителям и модель петарды. Ее взрыв означал экстренную остановку поезда. Это железнодорожное приспособление изобрели в Англии в 1844 году и поначалу применяли для обеспечения безопасности движения во время тумана и метели, затем для обозначения поезда, остановившегося в пути.
Для железнодорожников и воспитанников Детской магистрали особую ценность имеют знамена Минского отделения дороги. Одно из них было выпущено к 100-летию магистрали. Правда, не к 1962 году, а к 1971-му, ведь в советское время отсчет шел с момента ввода в эксплуатацию Московско-Брестской железной дороги, и именно 1871 год считался годом основания Белорусской магистрали.
Музей истории Минского отделения Белорусской железной дороги был открыт 1 сентября 1998 года в здании столичного отделения. В 2009-м перенесен в новый учебный центр Детской железной дороги имени К. С. Заслонова, а двумя годами позже переименован в зал истории Минского отделения.
– Есть ли в зале истории раритеты, касающиеся малой Белорусской?
– Конечно. К примеру, телеграмма с поздравлением от Северо-Кавказской детской железной дороги по случаю открытия малой Белорусской. Этому документу более 60 лет. Правда, нужно отметить интересный нюанс. В ней написано: «В связи с постройкой и открытием первой в Белоруссии ДЖД». Но первая Белорусская детская магистраль была открыта в 1936 году в Гомеле. Кстати, там были чудесные станции под названием «Радостная» и «Счастливая», депо, учебный центр. Однако после войны ее не стали восстанавливать. Кроме того, у нас хранятся знамя пионерской организации детской железной дороги советского периода, архивные фотографии, схемы, документы, и документальные фильмы об истории создания и развития детской магистрали.
– Обращают на себя внимание макеты локомотивов и вокзалов. Кто их создатели?
– Из подвижного состава самая большая – модель советского пассажирского паровоза П36. Он носит прозвище «генерал» за характерные цветные полосы по бокам – словно лампасы. Создали необычный образец в локомотивном депо Орша. Кстати, его оригинал установлен на постаменте возле Оршанского вокзала. А вот макеты Александровского и Либаво-Роменского вокзалов – подарок учащихся столичной гимназии № 75, над которой шефствует Минское отделение к 150-летнему юбилею Белорусской магистрали. Это выпускные проекты будущих архитекторов, куратором которых была преподаватель
Татьяна Войтенко. Дети провели колоссальную работу, изучили архивные документы, чертежи. А затем с достоверностью воссоздали здания из бумаги.
– В следующем году залу истории Минского отделения исполнится 20 лет. Это хороший повод подвести итоги и наметить планы на будущее…
– Мы стараемся продолжать традиции, поддерживать творческий микроклимат, обновлять музейные фонды, дополнять их новыми экспонатами. Этот исторический уголок в первую очередь важен для юных железнодорожников. Здесь они изучают историю магистрали, узнают о значимости железнодорожных профессий, встречаются с бывшими воспитанниками малой Белорусской, со знаменитыми соотечественниками. За сезон принимаем большое количество посетителей. В этом году, например, здесь побывал председатель правления ГАО «Латвийская железная дорога» Эдвин Берзиньш. Он был очень впечатлен залом истории и в целом малой Белорусской. Приятно, когда у гостей остается хорошее впечатление. Это еще один повод для гордости.