На всех парах в историю

Словно драгоценность в старинной шкатулке хранят в музее революционной, боевой и трудовой славы локомотивного депо Минск историю своего предприятия. А в текущем году эта «сокровищница» отметит полувековой юбилей.

Кабинет начальника локомотивного депо 50-х годов прошлого века

Стоит переступить порог музея и… держитесь крепче! Мы на всех парах мчимся в 1871 год. Именно в это время на станции Минск Либаво-Роменской дороги в связи с эксплуатацией железнодорожной линии Вилейка – Минск открыто паровозное депо на три стойла…
Полуторавековая летопись от основания депо до сегодняшних дней – на стендах музея. На старинных черно-белых фотографиях – лица людей, которым многое пришлось пережить на своем веку: восстанавливать предприятие после Первой мировой, осваивать ремонт локомотивов и вагонов. Здесь же инструменты и вещи тех лет: чемодан машиниста, керосиновые фонари XIX века, приспособления для забрасывания в топку угля.
Справа от входа – портреты 119 почетных железнодорожников. Таким количеством обладателей отраслевой награды может похвастаться далеко не каждое предприятие. Хранитель музея Евгения Лапицкая признается: для экономии места вначале хотели ограничиться фамилиями, но потом передумали. Частые гости музея – ветераны, им приятно видеть лица тех, кого они хорошо знают. На одном из снимков – основатель музея Яков Иванович Кругер, машинист, участник Великой Отечественной, человек, по инициативе которого по крупицам собирались материалы для создания экспозиций: что-то заимствовалось в других музеях, что-то приносили работники депо.
С появлением тепловозов депо становится локомотивным. Этот подвижной состав сыграл большую роль в развитии предприятия. Поэтому, когда один из ТЭП60 был списан, и его готовили к сдаче в утиль, работникам музея пришла идея сохранить знаковый локомотив. Теперь за правым крылом в импровизированной кабине машиниста может постоять любой желающий.

Макет электровоза ЧС4 имени воина-афганца, помощника машиниста Александра Ладутько

Немало в экспозиции и семейных реликвий железнодорожников. Старинные предметы быта хранят дух минувшей эпохи. Стоит, к примеру, прикоснуться к патефону, и можно слышать голос Леонида Утесова.
А глядя на самовар, воображение тут же рисует большую семью машиниста, которая, дождавшись кормильца из очередного рейса, усаживается за чаепитие.
Несколько стендов рассказывают о руководителях депо за весь период его существования: начальниках, заместителях, главных инженерах. Отдельная экспозиция посвящена спортивной, культурной и профсоюзной жизни деповчан.
Особая атмосфера и в зале, посвященном Великой Отечественной. На почетном месте – имитация Вечного огня. Здесь же – стенд с информацией о машинистах, водивших составы к линии фронта, подпольщиках, партизанах, тех, кто воевал, кто не вернулся с передовой. Витрина с партизанской стоянкой в миниатюре – дело рук работников депо Петра Гецмана и Анатолия Швадовича.
К слову, эти же мастера создали еще один уникальный экспонат – панорамный макет депо в масштабе 1:130. Особый вклад в создание экспозиции музея внес бывший работник, машинист Геннадий Домбровский, подарив около десятка макетов тепловозов из картона.
Визитной карточкой музея можно назвать воссозданный кабинет начальника депо 50-х годов: массивный стол, мраморная лампа, радио, кожаный диван… Старинным часам с боем и вовсе сто лет, но время они показывают точно. Есть в музее и аудиозапись селекторного совещания тех лет.
Впрочем, здесь не только бережно хранят историю депо, но и продолжают создавать его современную летопись. Появляются новые экспонаты, собирается информация для будущих экспозиций.
В 2016-м музей в очередной раз стал победителем и лауреатом дорожного конкурса в своей номинации. Повышается к нему интерес и у посетителей, число которых постоянно растет. А в нынешнем году – юбилейном для дороги и самого музея – здесь и вовсе надеются на рекордное число экскурсий.

Анна МЕРКУШЕВИЧ