Пройти своей дорогой

Более 40 лет отдал любимому делу инженер по обеспечению связи Оршанской дистанции сигнализации и связи Александр Адерейко. В эти дни ветеран отмечает 70-летие.

Александр Николаевич родился в деревне Логоватка на Гродненщине. Железную дорогу впервые увидел школьником. Первым крупным узлом, на котором побывал, стали Барановичи.
– Помню, поднялся я на пешеходный мост станции Барановичи-Центральные, и дух захватило. Внизу – бегущие друг за другом вагоны, в междупутье – светофоры, так непохожие на городские. Тогда и появился большой интерес к железной дороге, – говорит ветеран.
После окончания школы Александр Николаевич поступил в Минское профессионально-техническое училище железнодорожного транспорта (ныне колледж). Выбрал специальность электромонтера СЦБ. Учеба давалась легко: помогали знания из школьного курса физики, которую очень любил.
– Практику проходил в городе Здолбунов Ровенской области Украины, где на местной станции шло строительство поста ЭЦ. Копали траншеи для прокладки кабеля к стрелочным переводам и светофорам. После земляных работ занимались расшивкой и подключением, прозвонкой жил кабеля…
После окончания училища Александра Адерейко распределили в Оршанскую дистанцию сигнализации и связи электромонтером СЦБ. Через несколько месяцев призвали в армию. Службу проходил в войсках ПВО в Архангельской области.
После увольнения в запас вернулся в Беларусь. Обслуживал устройства на станции Орша-Центральная. Оттачивать профессиональное мастерство помогал начальник цеха, электромеханик Петр Сказецкий. В 1970 году Александр стал электромехаником СЦБ на путевом посту Городнянский, оборудованном механической централизацией. Тогда на перегоне Городнянский – Орша-Северная действовала электрожезловая система, во входной горловине был семафор. В начале 1970-х на посту начали вводить релейную централизацию с центральными зависимостями и местным питанием. В этих работах непосредственное участие принимал и Александр Адерейко. С пуском ЭЦ и автоблокировки ускорилось продвижение вагонопотока.
В 1973 году Александр Николаевич заочно окончил брестский отраслевой техникум. А через шесть лет вновь вернулся к обслуживанию устройств станции Орша-Центральная – уже как электромеханик ЭЦ. Спустя четыре года возглавил цех дистанции, отвечающий за автоблокировку и станционные устройства электрической централизации стрелок на участке Орша – Славное. В его подчинении трудились 12 человек.
В 1980-е модернизация устройств СЦБ продолжалась. Своими силами строили диспетчерскую централизацию: из 15 переездов, находящихся на главном ходу, 14 были переведены в разряд неохраняемых с заменой и демонтажом оборудования.
В 1983 году Александр Адерейко был назначен старшим электромехаником. Главным в работе он считал техническую учебу. Поэтому и сам постоянно совершенствовал знания: в 1989-м с отличием окончил курсы по переподготовке старших электромехаников и начальников участков при Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. Свой богатый опыт Александр Николаевич передавал молодому поколению, готовил кадры.
После 14 лет работы старшим электромехаником Александра Адерейко перевели на должность инженера по обеспечению связи (диспетчером) дистанции. Помимо производственной работы занимался и общественной. На протяжении 16 лет являлся членом профсоюзного комитета предприятия, возглавлял комиссию по жилищным вопросам, около 20 лет был общественным инспектором по контролю за обеспечением безопасности движения поездов, отвечал за электрохозяйство дистанции. Несколько раз становился призером дорожного конкурса на звание лучшего по профессии. За более чем 40 лет работы железнодорожник шесть раз становился победителем социалистического соревнования. Его труд оценен орденом «Знак Почета» и знаком «Отличный работник Белорусской железной дороги». Имя Александра Адерейко внесено в Книгу почета магистрали 1978-го и 1981 годов. В его трудовой книжке 88 записей о поощрениях и награждениях.
Александр Николаевич и на заслуженном отдыхе живо интересуется деятельностью как предприятия, так и всей Белорусской магистрали. С уважением и воодушевлением говорит о коллегах и профессии, о выборе которой никогда не жалел. Вместе с женой Зоей Анатольевной – в прошлом телефонисткой Оршанской дистанции сигнализации и связи – вырастил троих детей. Сын Дмитрий продолжает железнодорожную династию – трудится в восстановительном поезде. На магистрали и два зятя – в локомотивном и вагонном депо. Души не чают ветераны в своих внуках – их пять. Особенную любовь питают к младшей Полине, родившейся 7 августа 2016 года, – в День железнодорожника. А 11-летний Ваня мечтает ремонтировать тепловозы. Дедушка надеется, что и других его внуков когда-нибудь увлечет магия стальной магистрали.

Ольга ОРЛОВА

Яндекс.Метрика