Из поколения победителей

Участник Великой Отечественной войны и ветеран труда Николай Ворошило часто пересматривает семейный фотоальбом. В нем собрана не только история его дружной большой семьи, но и железнодорожных предприятий, в которых он отработал 45 лет, – вагонного депо и дирекции по обслуживанию пассажиров Гомельского отделения.

Николай Кириллович 15 мая отпраздновал 90-летний юбилей. Он до сих пор цитирует строчки военных песен, называет имена и фамилии тех, с кем служил и работал, помнит, когда и при каких обстоятельствах были сделаны фотографии.
На пожелтевшем от времени снимке – искренний, с бесстрашным взглядом юноша в кубанке: военное фото именинника.
– Январь 1944 года. Я – поездной вагонный мастер 27-й колонны паровозов особого резерва НКПС, – поясняет юбиляр. – Мне тогда было 16 лет, но добавил два года, чтобы отправиться на фронт.
Его отец Кирилл Ворошило работал начальником станции Камка, расположенной недалеко от Щорса на участке Гомель – Бахмач. Во время эвакуации, пока со станции не ушел в тыл последний состав, он неотлучно находился на рабочем месте. Здесь его оставили для связи с подпольной группой. Он собирал и передавал сведения о передвижении вражеских эшелонов, количестве вагонов и перевозимых в них грузах.
В начале войны Николай Ворошило был вынужден покинуть родной дом. Чтобы 14-летнего парня не угнали в Германию на принудительный труд, его отправили к родне в Старую Рудню. В сентябре 43-го, вернувшись домой после освобождения Щорса, Николай узнал, что отца по доносу арестовали и расстреляли еще в январе 42-го. И даже спустя столько лет, вспоминая это, голос ветерана дрожит, а на глазах выступают слезы. Признается, что очень гордился отцом, любил его. Когда узнал, что в Щорсе базируется штаб 27-й колонны паровозов особого резерва НКПС, попросил туда себя зачислить – хотел мстить за смерть отца.
До этого окончил курсы осмотрщиков вагонов при вагонном депо. Парня зачислили поездным вагонным мастером. А уже в декабре 1943 года Николай Ворошило получил первое боевое крещение. Локомотивная бригада вела военный эшелон с боеприпасами и техникой в направлении Калинковичей и попали под бомбежку. Десятки разбитых вагонов, горящие цистерны с горючим… Если их не отцепить, а остальные не отправить в безопасное место, на воздух взлетят другие составы, стоящие на соседних путях.
Несмотря на смертельную опасность, 16-летний Николай бросился развинчивать сцепку. От горящих цистерн шел нестерпимый жар, одежда начала дымиться. Юноша спешил. Снял одну стяжку, другую. Затем выскочил на междупутье и подал машинисту сигнал двигаться вперед. Едва поезд отошел на безопасное расстояние, как все загрохотало – взорвались цистерны с горючим. Остальную часть состава удалось спасти.

Николай Ворошило (справа) в 1980-е годы

С продвижением линии фронта меняла дислокацию и колонна паровозов, в которой служил Николай Ворошило. Его бригада подвозила боеприпасы и продовольствие бойцам, освобождавшим Жлобин, Львов, Кишинев. Победу они встретили в Румынии.
Николаю Кирилловичу вручили медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
После расформирования колонн паровозов особого резерва мой собеседник вернулся в Щорс. До войны успел окончить шесть классов, поэтому после Победы решил получить среднее образование.
В 1953 году Николай Ворошило пришел работать в Гомельское вагонное депо осмотрщиком вагонов в ПТО станции Гомель-Сортировочный. В 1960-м его назначили сменным мастером ПТО станции Гомель-Хозяйственный (ныне Гомель-Четный), а через несколько лет доверили руководство коллективом.
Способным руководителем и хорошим наставником Николай Ворошило проявил себя в 1969 году, когда возглавил команду осмотрщиков-ремонтников вагонов станции Гомель-Пассажирский. В первую очередь он уделил внимание безопасности труда, внедрению механизации в трудоемкие работы и созданию комфортных социально-бытовых условий.
Во многом благодаря его усилиям в ПТО появился ремонтный тупик с необходимым запасом деталей и колесных пар, рабочим инструментом. Установили две пары домкратов, козловой кран.
– Это позволило оперативно устранять обнаруженные неисправности и отправлять поезда без срыва графика движения. В те годы через станцию проходило до 20 пар пассажирских поездов, состоявших из 25 вагонов каждый. И неоправданная задержка тогда приравнивалась к диверсии, – рассказывает ветеран. – Кроме того, на территории пункта были построены бытовые помещения с душевыми, раздевалками, сушилкой для спецодежды, здравпункт.
Популярными стали «ремонтные пятиминутки», когда молодые осмотрщики вагонов с опытными работниками изучали сложные дефекты не на учебном полигоне, а непосредственно при осмотре составов. Между сменами развернулось соревнование за досрочное выполнение плановых заданий. Началась работа по принципу коллективной, моральной и материальной ответственности.
В 1973 году коллективу ПТО присвоили звание «Ударник коммунистического труда», которое он подтверждал и в последующие годы.
Талант руководителя тоже не остался незамеченным.
В 1975 году Николай Ворошило был удостоен звания «Отличный работник Белорусской железной дороги». О его работе не раз писали отраслевые газеты «Железнодорожник Белоруссии» и «Гудок».
На заслуженный отдых Николай Кириллович ушел в 1998 году – из дирекции по обслуживанию пассажиров.
Ветеран благодарен родным, которые многие годы поддерживали его и мирились с непростой работой железнодорожника. Сегодня гордость и богатство этого человека – супруга, дети, внуки и правнук. Большая и дружная семья собирается не только по праздникам. Дочь Людмила и сын Сергей живут на соседних улицах и каждый день навещают родителей.
Нынешний год богат на круглые даты в семье Ворошило. Николай Кириллович вместе с супругой Галиной Михайловной, которой в ноябре исполнится 90 лет, отметили железную свадьбу: вместе они уже 65 лет!

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика