Узкая колея – широкие перспективы
Минчанин Артем Слизкий (на фото) увлекается историей узкоколеек и уверен в их большом потенциале.
Пешеходный туризм, покорение горных вершин и изучение пещер – у молодого человека много интересов. Но приоритет он отдает железной дороге. Точнее, ее младшей, узкоколейной «сестре».
…Все началось в 90-х годах, когда парень приехал в деревню к бабушке и нашел на чердаке карту Минской области. Там впервые увидел загадочное словосочетание «узкоколейная железная дорога». Одна из них пролегала недалеко от деревни. Однако добравшись до нее, Артем обнаружил лишь остатки старой железнодорожной насыпи, поросшей мхом и травой, а рядом – руины торфобрикетного завода. Когда появились узкоколейки, для чего используются – на эти и другие вопросы взрослые не смогли дать ответа. Но его любопытство только росло.
Повзрослев, Артем решил узнать об узкоколейных магистралях больше. Тем более что изучение техники и всевозможных устройств было его коньком. Он поступил в Белорусский национальный технический университет и в свободное от учебы время занялся поиском как действующих, так и заброшенных узкоколеек.
– Очень хотел разобраться: что это за чудо техники? – говорит собеседник (к слову, работник столичного УП «Минскметрострой»). – Узнал о существовании узкоколейки у деревни Зазерка в Минской области. Когда-то в округе было торфопредприятие, но в начале 1990-х его закрыли. Постепенно и железнодорожное полотно пришло в упадок.
В Интернете нашел информацию о Сергеевичском торфопредприятии у поселка Правдинский Пуховичского района – от него проложена узкоколейная ветвь на Руденск. Не забуду, с каким удовольствием проехал в кабине машиниста несколько километров. Пожалуй, именно тогда осознал, насколько это интересно и необычно. И перспективно – прежде всего, с точки зрения туризма.
Из подручных материалов
После этого Артем загорелся идеей соорудить велодрезину и самостоятельно проехать по узкоколейной железной дороге. Это заняло несколько месяцев. Работал в гараже, используя подручные материалы. Дрезина получилась компактной – в разобранном виде ее можно было легко перевозить в электропоезде. Вместе с друзьями проехал по узкоколейке и оценил все плюсы и минусы своего детища. «Вывод сделал простой: для большего удобства дрезину нужно делать моторизованной», – говорит парень. И эту идею он реализовал – организовал трехдневную поездку по узкоколейным дорогам. Искал новые объекты на территории Беларуси, исследовал их. Попутно изучал историческую и техническую литературу.
– Конкретной цели не было, – поясняет Артем. – Хотел лучше узнать историю узкоколеек в Беларуси, расширить кругозор.
Для сбора и обмена соответствующей информацией создал тематическую группу в одной из социальных сетей. Сегодня она объединяет около 300 человек – таких же энтузиастов, как Артем. Однажды в переписке поделился идеей организовать экскурсию – проехать по узкоколейной железной дороге, рассказать о достопримечательностях той или иной местности… Единомышленники сразу поддержали: идея наверняка будет востребована.
Артем начал действовать. Отправил письмо в Министерство энергетики, обосновал целесообразность проведения экскурсий по узкоколейкам. Предложил создать рекреационно-туристический комплекс «Руденская узкоколейка» в Пуховичском районе.
– Места в тех краях необыкновенные, невероятно красивые, – эмоционально продолжает собеседник. – Узкоколейные ветви (всего их три) расходятся от Сергеевичского торфопредприятия в разные стороны. Идут по сельхозугодьям, через пойму реки Птичь, через леса… Одна из них пролегла по территории гидрологического заказника, а также по болотам, практически не тронутым мелиорацией. Уникальный экологический маршрут, который наверняка заинтересует многих! Идею в министерстве одобрили, но для ее воплощения в задуманном формате нужно немало сил и средств.
И все же Артем Слизкий провел экскурсию – осенью 2016 года. «Руководство торфопредприятия дало «добро», и вскоре 20 туристов (в основном молодежь) проехали по узкоколейке. Все были в восторге», – вспоминает собеседник. Первый успех его окрылил и заставил двигаться дальше.
Есть интерес!
Артем хотел открывать новые маршруты. Следующим местом проведения экскурсии стал Лидский район Гродненщины. «Много лет назад, – говорит молодой человек, – суммарная протяженность путей узкоколейки у агрогородка Дитва была такая, что ей можно было опоясать город Лида. Нынешняя протяженность – 25 километров, которые эксплуатирует местное торфопредприятие». Первых туристов Артем привез туда в январе 2017-го. В группе из 25 человек были не только белорусы, но и россияне, украинцы. Во время поездки их знакомили с историей белорусских узкоколеек, а представитель предприятия рассказывал об используемом подвижном составе, технологии добычи торфа. Все прошло на одном дыхании. Во многом потому, что туристы были «на одной волне» и понимали друг друга с полуслова. Впрочем, и человеку, который впервые проедет по узкоколейке, это будет интересно, уверен Артем:
Наша справка
Беларусь – одна из самых «узкоколейных» стран Европы. На территории нашего государства находятся 32 действующие узкоколейные железные дороги (ширина колеи 750 мм). В том числе Детская железная дорога имени К. С. Заслонова в Минске и узкоколейная железная дорога на окраине Могилева, у села Буйничи.
– Остаться равнодушным нельзя. Ведь это не просто история железных дорог, это история страны. В Беларуси немало узкоколеек. Были и настоящие жемчужины – к примеру, линия Друя – Дукшты (ее закрыли в 1963 году). В 1930-е о ней упоминали туристические справочники Польши. На каждой станции – архитектурные и природные объекты. Узкоколейка Друя – Дукшты проходила среди живописной местности. Из окон вагонов пассажиры наблюдали озера и холмы, небольшие деревни и хутора, местечки с костелами и церквями.
Как и на «курортной» линии Лынтупы – Кобыльник (Нарочь), также закрытой в 1963-м. Уверен, эти и другие маршруты можно и нужно возродить, активнее привлекать туристов – как белорусских, так и зарубежных. Каждый найдет для себя что-то новое.
К слову, познакомиться с историей отечественных узкоколейных дорог, задать вопрос на интересующую тему или записаться на экскурсию можно на сайте www.750mm.by, администратором которого является Артем. Там же выложены фотоотчеты о прошедших путешествиях, которые отлично передают «узкоколейное» настроение. Молодой человек говорит, что историю этих дорог в нашей стране выучил наизусть. Более того, изучал их и за рубежом. В Сербии увидел место съемок фильма Эмира Кустурицы «Жизнь как чудо». Железная дорога в судьбе героев картины сыграла важную роль. Но это уже совсем другая история…
Дмитрий ВЛАДИМИРОВ