На финишной прямой
На тяговой подстанции Пруды завершаются строительно-монтажные работы.
Этот объект – один из важнейших в проекте электрификации участка Молодечно – Гудогай – госграница. В работе задействованы специалисты СМП-354, других предприятий и организаций.
При любой погоде
Новый комплекс возвели в нескольких сотнях метров от здания станции Пруды, по другую сторону от путей, объект хорошо виден издалека: это современные здания с крышами яркого цвета.
– На площадке компактно разместятся склады хранения материальных ценностей и горюче-смазочных материалов, административно-бытовой корпус, сама тяговая подстанция, – рассказывает прораб СМП-354 Олег Ковганов. – Кроме того, рядом под открытым небом будут размещаться распределительные устройства – сложный комплекс, состоящий из металлоконструкций, узлов, оборудования, кабельных линий и трансформаторов.
Еще осенью прошлого года на стройплощадке были лишь каркасы нескольких зданий. За это время возвели здание тяговой подстанции, достроили склады.
– К административно-бытовому корпусу сделали пристройку, – объясняет прораб. – И коллектив нового района контактной сети получит в распоряжение депо для размещения в нем специального железнодорожного подвижного состава и гараж для автотехники. Там же предусмотрены позиции для текущего обслуживания и ремонта машин.
В зданиях предстоит завершить внутреннюю отделку, покрасить фасады. Еще необходимо благоустроить прилегающую территорию, установить пять металлических ворот, заасфальтировать технологические проезды и дорогу, ведущую к площадке тяговой подстанции, организовать несколько переходов и переездов через пути и т. д. Специалисты рассчитывают на благосклонность небесной канцелярии: некоторые строительные и монтажные работы, укладку асфальта можно выполнять только при хорошей погоде. Впрочем, не остаются они без дела и в дождь – занимаются внутренней отделкой помещений, монтажом оборудования.
Как большой оркестр
В настоящее время на объекте трудятся около тридцати представителей СМП-354. Работа кипит. Каждый занят своим делом: одни – сваркой, другие – окраской, подключением оборудования в здании тяговой подстанции. Еще часть специалистов монтирует систему освещения. Гудят грузовики-самосвалы, подвозят песок, другие материалы. Автопогрузчик с большим ковшом выравнивает «подушку» будущей дороги. И создается ощущение, что где-то есть невидимый дирижер, который руководит этим большим оркестром.
Все понимают, насколько важен объект. Поэтому стараются работать быстро и четко. Вот, например, электромонтажник СМП-354 Андрей Карбовский расположился у щита управления и сигнализации, то и дело заглядывая в технические документы, подключает оборудование.
На открытой площадке словно деревья в лесу тянутся в небо металлоконструкции. Несколько групп специалистов монтируют узлы и детали. Неподалеку, не жалея россыпи искр, выполняет свою специфическую работу электросварщик Роман Постригань. Хватает забот и у его коллеги Евгения Паркалова.
В тесном контакте с белорусскими строителями и монтажниками трудятся и представители Китайской компании по экспорту и импорту электрооборудования (CUEC). Зарубежные гости хорошо говорят по-русски, изучили специфику деятельности Белорусской железной дороги. Поэтому на строительной площадке с местными коллегами они разговаривают на одном языке – и в прямом, и в переносном смысле.
На новом этапе
В здании тяговой подстанции несколько специалистов открывают ряды металлических дверей, проверяют правильность подключения распределительных устройств. В другой части того же сооружения к шкафам с оборудованием подводят кабельные линии.
Неподалеку внимательно осматривает смонтированное оборудование старший электромеханик Сергей Страчинский. Именно ему вместе с двумя коллегами-электромеханиками в дальнейшем доверят обслуживать тяговую подстанцию Пруды. Они «пропишутся» в административно-бытовом корпусе вместе с работниками нового района контактной сети. Те, в свою очередь, будут отвечать за соответствующую часть инфраструктуры от Молодечно до Гудогая и госграницы.

Прораб СМП-354 Олег Ковганов (крайний справа) обсуждает рабочие вопросы со специалистами Китайской компанией по экспорту и импорту электрооборудования (CUEC)
– Я около двадцати лет в сфере энергетики, видел и обслуживал много видов различного профильного оборудования, – рассказывает он. – Но на железной дороге – своя специфика, в Прудах используется комплекс современной техники. Поэтому приходится внимательно изучать, разбираться. Отработать некоторые теоретические знания помогают коллеги-железнодорожники, которые трудятся на тяговой подстанции Олехновичи, где я прохожу стажировку.
Для прораба СМП-354 Олега Ковганова специфические особенности сложного комплекса тяговой подстанции также в новинку. Ранее он трудился на возведении жилья, объектах нефтехимического комплекса. Затем освоил специфику магистрали и теперь чувствует себя уверенно. Рядом – коллеги, которые имеют богатый и ценный опыт. В частности, профессионализм специалистов СМП-354 был востребован при возведении тяговых подстанций во время электрификации участка Жлобин – Гомель, сдачи других важных объектов.
Шаг за шагом
Строительно-монтажные работы на тяговой подстанции Пруды вышли на финишную прямую. Через несколько недель начнутся испытания, тестирование. Примерно в той же стадии готовности находится и аналогичный объект в Ошмянах. Для экономного расходования средств подстанции спроектировали таким образом, чтобы каждая из них размещалась на одной площадке вместе с дежурным пунктом местного района контактной сети.
После завершения строительства и монтажа – пусконаладочные работы, испытания. Только после проверки надежности всех элементов и устройств будет принято решение об открытии регулярного движения на электротяге на данном участке магистрали. Как планируется, электропоезда и электровозы на Гудогай пойдут в нынешнем году. Это станет одним из самых знаковых событий, которые происходят в год 155-летия Белорусской железной дороги.
Руслан
АНАНЬЕВ