Судьба испытала на прочность

Николай Бучнев почти полвека трудился на магистрали и два десятилетия из них – в локомотивном депо Волковыск.

В его трудовой книжке множество благодарностей за добросовестный труд. А первую награду он получил еще 16-летним подростком – медаль «За самоотверженный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
…Николай Матвеевич родился в Кировской области России в 1929 году. В 14 лет парень остался круглым сиротой, при этом в семье воспитывались еще три сестры, о которых нужно было заботиться. Грянула Великая Отечественная война, и подросток пошел работать кочегаром на паровозы.
– Трудиться приходилось круглыми сутками, спали урывками, – вспоминает военные годы Николай Матвеевич. – Это была большая удача, если отдохнуть получалось несколько часов перед тем, как поступала команда продолжать путь.
Мирная трудовая деятельность для Николая началась в 1947 году. Он устроился кочегаром в паровозное депо Котлас Печорской железной дороги. Позднее стал помощником машиниста, а затем и машинистом. Ветеран вспоминает, что работать приходилось на паровозах разных серий, которые эксплуатировались в депо – царских, венгерских, немецких, а также советских. Водил пассажирские составы.
Учиться пошел после 30 лет, когда устроили свою жизнь младшие сестры – сначала в школу фабрично-заводского ученичества, потом в железнодорожный техникум. После его окончания несколько лет Николай Матвеевич работал поездным диспетчером в Сольвычегодском отделении Северной железной дороги. Затем переехал в Беларусь.
В Бресте ему предложили на выбор должность машиниста или диспетчера, но при условии, что сам найдет жилье. В Барановичах и Лиде были аналогичные условия. Однако найти квартиру или хотя бы комнату так и не удалось: с жилплощадью в те времена были проблемы. Проходную локомотивного депо Волковыск Николай Бучнев впервые переступил в далеком 1967 году, где его приняли машинистом паровоза станции Слоним (в этом городе железнодорожнику удалось снять квартиру). Там выполнял маневровую работу.
– Трудиться приходилось много: городские предприятия исправно производили продукцию, которая отправлялась в разные уголки Советского Союза в основном по железной дороге. За смену не было и десятиминутной передышки, – вспоминает Николай Матвеевич.
Но он никогда не жаловался на трудности, несмотря на то, что испытал их с лихвой. В 1980 году железнодорожник стал за правое крыло тепловоза.
В прежние годы свободное время любил проводить на рыбалке и даче. Несколько лет назад из жизни ушла жена, с тех пор ветеран живет один. Но бодрости духа не теряет.
– Железная дорога, можно сказать, прошла через всю мою жизнь. Благодаря ей удалось пережить голод в военные годы не только мне, но и близким, – говорит Николай Матвеевич. – Магистраль заинтересовала меня с юности, и по сей день я не потерял энтузиазма. Приятно, что и сегодня работники родного предприятия не забывают, навещают, поздравляют с праздниками. Я искренне благодарен за внимание и заботу.

Евгений БОРЕЛЬ