Когда контроль играет роль

Наиболее перспективных направлений совершенствования работы по охране труда на Белорусской магистрали стало главной темой совещания, прошедшего в Гомеле под председательством главного инженера дороги Валерия Шубадерова.

Помимо руководства служб Управления, профильных специалистов структурных подразделений и организаций магистрали в мероприятии приняли участие представители ряда министерств и ведомств Беларуси, а также железнодорожных администраций России и Казахстана.
Приветствуя собравшихся, Валерий Шубадеров напомнил, что это совещание проводится на дороге ежегодно и является хорошей информационной площадкой для обмена опытом, обсуждения актуальных вопросов, возникающих в данной сфере, выработки стратегии по сокращению несчастных случаев и улучшению условий труда работников транспортной отрасли. Определенные подвижки в этом направлении уже есть: сокращается количество занятых во вредных и опасных условиях труда, приводятся в соответствие с гигиеническими нормативами рабочие места железнодорожников.
Эта деятельность осуществляется на магистрали ежедневно и на системной основе. Многое сделано по наведению порядка на территории предприятий, обучению персонала безопасным приемам и методам организации работ, укреплению трудовой и производственной дисциплины. Валерий Николаевич отметил и вклад технических служб, вносящих предложения по улучшению условий труда в своих хозяйствах. Он также вручил дипломы победителям и призерам дорожных конкурсов и соревнований по охране труда.
Несмотря на прилагаемые усилия, в прошлом году не удалось избежать несчастных случаев на производстве. На магистрали зафиксировано 15 подобных фактов, из них один – со смертельным исходом и 7 – с тяжелым. Однако это значительно меньше показателей 2015-го (26 случаев, в том числе 2 смертельных и 14 тяжелых). Об этом рассказал начальник службы охраны труда и промышленной безопасности Управления Белорусской железной дороги Юрий Гимро. Наиболее травмоопасными, по его словам, в 2016 году стали профессии электромонтера и слесаря по ремонту подвижного состава. К несчастным случаям, как правило, приводили нарушения потерпевшими требований охраны труда, личная неосторожность пострадавших, невыполнение руководителями своих должностных обязанностей.
Юрий Александрович ознакомил коллег с результатами проводимых обследований и мониторингов, Дней охраны труда. Также он подробно рассказал о мерах, принимаемых на магистрали для профилактики травматизма на производстве: о совершенствовании нормативно-правовой базы, внедрении автоматизированных систем учета и контроля, о повышении уровня квалификации руководителей и специалистов, использовании современных средств индивидуальной защиты и т. д.
Опытом работы с белорусскими коллегами поделился начальник организационно-технического отдела Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Николай Сосунов. Он рассказал о проводимой в компании специальной оценке условий труда персонала. По его словам, за два последних года доля рабочих мест с вредными условиями в компании сократилась на 28%. Также в коллективном договоре прописан адресный подход к финансированию мероприятий данной направленности. В своем выступлении Николай Николаевич подробно остановился на внедряемой в ОАО «РЖД» системе управления профессиональными рисками, направленной на предотвращение несчастных случаев на производстве. Он подчеркнул, что полученные данные будут влиять, в том числе, и на частоту проверок по вопросам охраны труда на конкретном предприятии. «Также в наших ближайших планах – вовлечение самих работников в систему управления охраной труда, – пояснил представитель Российских железных дорог. – Упор будем делать на обучение персонала, проведение тренингов, разъяснений. Каждый должен осознавать личную ответственность за свою безопасность на рабочем месте».

Начальник службы охраны труда и промышленной безопасности Юрий Гимро

С ним согласился директор Департамента безопасности труда и экологии филиала АО «Национальная компания «Казакстан темір жолы» – «Дирекция магистральной сети» Рашид Нуртазаев. По его словам, в прошлом году на железных дорогах Казахстана все несчастные случаи на производстве были обусловлены не отказом технических средств, а именно пресловутым «человеческим фактором». И важнейшая задача, которая стоит перед специалистами в области охраны труда, – исключить повторяемость однотипных происшествий и бесконтрольность со стороны непосредственных руководителей.
Решить их помогут разрабатываемые в компании пять корпоративных стандартов в области охраны труда. Это поведенческий аудит; идентификация опасностей, экологических аспектов и оценка рисков; управление происшествиями с определением коренных причин; аварийная готовность (предупреждение о ликвидации) в чрезвычайной ситуации; управление безопасностью подрядных организаций. При создании стандартов учитывался международный опыт в данной сфере. Также Рашид Алиевич затронул актуальный вопрос качества медицинского обслуживания железнодорожников.
Более подробно эту тему развили в своих докладах начальник отдела управления профессиональными рисками и охраны профессионального здоровья Республиканского центра охраны труда Татьяна Рыбина, руководитель Республиканского центра медицинского обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта общего пользования Светлана Тузина.
С анализом уровня производственного травматизма в подведомственных организациях выступил заместитель начальника управления технической политики – начальник отдела безопасности транспортной деятельности Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Павел Бречко. Он перечислил основные направления работы по обеспечению безопасных условий труда в стране на текущий период. Акцентировал внимание аудитории на показателях Государственной программы о социальной защите и содействии занятости на 2016 – 2020 годы и ее подпрограммы «Охрана труда». Обращаясь к представителям Белорусской железной дороги, Павел Иванович особо подчеркнул: «Вопросы охраны труда нельзя пускать на самотек. Они должны контролироваться на самом высоком уровне». Особое внимание он рекомендовал обратить на безопасность тех, кто трудится на магистрали первый год.
О наиболее распространенных причинах электротравматизма на Белорусской железной дороге участникам совещания рассказал заместитель начальника отдела службы охраны труда и промышленной безопасности Сергей Посудневский. Он отметил, что подобные случаи происходят не только из-за недостаточной подготовки потерпевших, но, зачастую, и из-за их излишней самоуверенности в своем профессионализме. Пренебрежение опытных работников требованиями охраны труда приводит к печальным последствиям. Усугубляет положение и отсутствие надлежащего контроля со стороны руководства. Сергей Сергеевич перечислил предусмотренные службой технические и организационные мероприятия по исправлению ситуации. Отметил изменения нормативно-правовой базы. Отдельно он обратил внимание на подготовленное совместно с Центром научно-технической информации иллюстрированное пособие «Электробезопасность в электроустановках Белорусской железной дороги». В нем рассмотрены особенности применения основных электрозащитных средств, изложены требования к электроинструменту, к заземлению оборудования, меры безопасности при выполнении сварочных работ, на электрифицированных участках дороги и многое другое.
В рамках совещания участники рассмотрели и ряд других тем. В здании КСК Гомельского отделения, где проходило заседание, работала выставка. Здесь были представлены новейшие образцы спецоборудования, инструмента и средств индивидуальной зашиты как отечественных, так и зарубежных производителей.

Инга
МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика