Под перестук колес вагонных

Ветераны Калинковичской дистанции пути Анна Даниловна и Павел Васильевич Пархоменко суммарно отработали на предприятии почти сто лет.

Анна Даниловна и Павел Васильевич (в центре) с сыном Леонидом и внуком Владимиром

Ему – 88, ей – на год больше, а вместе они прожили 68 лет. Вырастили детей, дождались внуков и правнуков. Стали основателями железнодорожной династии, общий трудовой стаж которой насчитывает более 160 лет.
Павел Васильевич с детства проявлял интерес к учебе. За знаниями, окончив в родных Кощичах начальную школу, ходил за девять километров в деревню Домановичи.
Когда началась война, его отца Василия Игнатьевича забрали на фронт. А весной 1944-го родным пришло извещение: «Пропал без вести». Где похоронен, при каких обстоятельствах погиб, какие награды имел – жена и дети, сколько запросов ни отправляли, так и не узнали.
– Мама уберегла меня от работы в Германии, – рассказывает Павел Васильевич. – Прятала меня в погребе, потом соорудила в лесу курень. Еду приносили младшие брат и сестра – дети внимание немцев и полицаев привлекали гораздо меньше, чем подростки и взрослые.
После освобождения Кощич 16-летнему Павлу мама посоветовала поступать в железнодорожное училище в Калинковичах. В учебном заведении готовили будущих помощников машиниста паровоза, вагонников и бригадиров пути.
– Я попал в группу бригадиров пути. Правда, первый год мы практически не учились – негде было, – вспоминает Павел Васильевич. – Жили в полуразрушенных бараках при железнодорожной станции, а под руководством директора и мастеров сами строили учебный корпус. Работали по 16 часов, без выходных и праздников.
В июле 1946-го, получив специальность, Павел Васильевич устроился старшим путевым рабочим в 7-ю дистанцию службы пути станции Калинковичи (сегодня – Калинковичская дистанция пути). Здесь встретил свою судьбу – уроженку Горбович Анну Ангелик.
В 16 лет Анна Даниловна осталась сиротой: в 1943-м не стало родителей и младшей сестренки Людочки. Один за другим все сгорели от болезни. Два старших брата Аркадий и Владимир перед войной ушли в армию, оттуда – на фронт. Больше родные о них ничего не слышали.
14 февраля 1944 года ее приняли на работу в 7-ю дистанцию службы пути станции Калинковичи.
– В нашей бригаде тогда трудились практически только женщины, – вспоминает собеседница. – Но как-то справлялись, восстанавливали пути. Стыдно было плохо работать.
Павел и Анна расписались летом 1946 года. В бараке, неподалеку от конторы дистанции пути им дали 9-метровую комнату. Но, как говорится, в тесноте, да не в обиде: вскоре между шкафом и кроватью вместилась еще и люлька – родился сын Леонид. Пробыв в декретном отпуске положенных 45 дней, Анна поспешила к начальству с просьбой перевести ее на более гибкий график работы: маленького ребенка не с кем было оставить. А тут еще и Павел отправился отдавать воинский долг. Молодой матери пошли на- встречу и перевели уборщицей железнодорожного общежития. На этом месте она «задержалась» почти на 15 лет, получив возможность спокойно подрастить детей, которых стало уже трое: в 1954 году родился сын Валерий, в 1960-м – дочь Людмила.
Вскоре руководство дистанции предложило им новое жилье: просторную светлую комнату в четыре окна с отдельным входом. Одно «но» – находилась она в трех километрах от города, возле остановочного пункта Калинковичи-Западные. Посоветовавшись, супруги согласились: все же свой угол.
– Просыпались и засыпали под перестук вагонных колес, – говорит глава семьи. – Настолько к нему привыкли, что пугались, нервничали, когда поезда долго не проходили мимо.
Павел Васильевич трудился в дистанции пути до 1995 года. Был и старшим путевым рабочим, и бригадиром, и мастером, и кладовщиком. Анна Даниловна из уборки вновь перешла на путь.
В 50 – 70-е должность путевого рабочего была физически тяжелой, изматывающей, но все же считалась женской. А вот к 1986 году, когда уходила на пенсию, вспоминает, что среди монтеров пути оставалось всего несколько представительниц прекрасного пола.
В дистанцию пути они привели старшего сына Леонида. Он начинал помощником оператора дефектоскопной тележки, на пенсию вышел с должности мастера цеха дефектоскопии. Награжден нагрудным знаком «Выдатнік Беларускай чыгункі».
Железнодорожную династию продолжил сын Леонида Павловича Владимир. После окончания брестского отраслевого колледжа пришел в дистанцию пути помощником машиниста выправочно-подбивочно-рихтовочной машины. Отслужив в армии, вернулся на предприятие оператором дефектоскопной тележки. Старательного парня заметили и предложили ему должность мастера цеха дефектоскопии.
Дочь Леонида Павловича Полина тоже пошла по стопам родных. Работает билетным кассиром (разъездным) станции Калинковичи.

Татьяна
ЗУБЕЦ