Сохраняя историю
Братская могила советских воинов у станции Грицевец передана в ведение Барановичского отделения Белорусской магистрали. Теперь ухаживать за захоронением будут местные железнодорожники.
–В годы Великой Отечественной войны через нашу станцию проходило значительное количество эшелонов с советскими военнопленными. Из-за плохих условий транспортировки многие погибали. Их тела гитлеровцы выбрасывали из вагонов на полотно. Хоронили солдат жители близлежащих деревень. Так и появилась эта братская могила, – рассказывает начальник станции Грицевец Вадим Финогенов.
Небольшим коллективом из шести человек Вадим Вячеславович руководит четыре года. И все это время по крупицам собирает информацию об истории станции. Гордится, что свое название она получила в честь Сергея Грицевца – человека, дважды удостоенного звания Героя Советского Союза. Об этом свидетельствует памятный знак на станционном здании. К слову, местные же-лезнодорожники знают биографию знаменитого белоруса.
– Родился он в деревне Боровцы, в четырех километрах от Барановичей. Спасаясь от германских войск в Первую мировую, семья уехала в Златоуст, где отец устроился осмотрщиком вагонов. Сам Сергей после семилетки работал на железнодорожной станции и только потом поступил в военную школу пилотов, – рассказывает дежурный по станции Елена Грицевич.
Впервые имя Грицевца прозвучало после его рекордного перелета во главе шестерки истребителей И-16 по маршруту Бочкарево – Спасск-Дальний с посадкой в Хабаровске. А во время войны в Испании – впервые за всю историю авиации – за полчаса (в течение одного боя) он сбил 7 вражеских самолетов. Пули полностью изрешетили машину летчика, но он все же смог посадить ее на аэродром.
– Об этом воздушном сражении английский корреспондент написал отдельную статью, – добавляет начальник станции Вадим Финогенов. – А по возвращении на родину Грицевцу присвоили звание Героя Советского Союза.
Дальше – война в Монголии. С 22 июня по 30 августа 1939 года Сергей Иванович осуществил 138 боевых вылетов, сбил 12 вражеских самолетов. Там же он совершил и очередной подвиг: спас командира 70-го полка Забалуева. Белорус посадил свою машину неподалеку от товарища, приземлившегося на занятую противником территорию, и взлетел под огнем японской пехоты.
За этот подвиг Сергей Иванович был впервые в истории СССР удостоен звания Дважды Героя Советского Союза. Получить знаки отличия, которые ему полагались, так и не успел – погиб в авиакатастрофе у поселка Болбасово Витебской области: при взлете с аэродрома в его самолет врезался приземляющийся истребитель.
Название станции обязывает железнодорожников не только хранить память о знаменитом земляке, но и держать высокую планку в работе. Недавно станция пережила капитальный ремонт: обновили фасад, крышу на складе печного топлива. Изменился и внутренний интерьер: современный вид обрели товарная контора, помещение дежурных по станции и зал ожидания.
– Коллектив наш небольшой, но дружный. Стараемся выполнять доведенные показатели, бережно относимся к клиентам-грузовладельцам и по максимуму создаем уют для пассажиров, – подытоживает разговор начальник станции Вадим Финогенов. – Теперь также заботливо будем ухаживать за братской могилой, ведь это – наша история.