Идеи с хорошим эффектом

Новаторы Жлобинской дистанции пути в 2,5 раза перевыполнили годовое задание по экономическому эффекту от рационализаторской деятельности.

К содержанию железнодорожного полотна специалисты предприятия предъявляют повышенные требования, ведь от качества выполняемых работ напрямую зависит безопасность движения поездов. Для этого стараются обновлять технику и совершенствовать технологии ремонта пути, условия труда. Успешному решению этих задач во многом способствует развитие технического творчества на предприятии.
К примеру, изменение способа балластировки стрелочного перевода при его замене, предложенное в этом году начальником участка Михаилом Воробьевым в соавторстве с заместителем начальника дистанции пути Русланом Довнаром, позволяет сократить время производства работ, не ухудшив их качество. Кроме того, экономятся финансовые и материальные ресурсы: сокращаются затраты на эксплуатацию техники и уменьшается объем используемого нового щебня.
– Суть идеи заключается в оптимизации работы машины ВПРС-02, – пояснил Руслан Анатольевич. – Согласно технологическому процессу, при замене стрелочного перевода проводится снятие блоков старой стрелки и верхнего слоя чистого балласта, вырезка загрязненного балласта, подготовка земляного полотна и укладка нового перевода. Затем – балластировка с применением нового щебня и выправка с рихтовкой стрелочного перевода. Завершающий этап – несколько проходов выправочно-подбивочно-рихтовочной машины ВПРС-02.
Новаторы предложили перед укладкой блоков стрелочного перевода «под брус» по оси каждого рельса и сердечник крестовины насыпать вручную валы высотой в 30 см из снятого верхнего слоя чистого щебня. Это позволяет увеличить объем поступающего щебня «под брус» и сократить время работ – машине ВПРС достаточно одного прохода, чтобы выставить стрелочный перевод на проектную отметку. Экономический эффект от рацпредложения составил 5 тыс. рублей (при общем годовом задании предприятия 2 тыс. рублей).
У начальника участка Юрия Угодина и дорожного мастера Ивана Белоусова не один десяток перспективных идей на двоих, которые успешно применяются во время технологических «окон».
В нынешнем году новаторы предложили изменить способ регулировки ширины рельсовой колеи на железобетонных шпалах со скреплением СБ-3 путем вставки металлического стержня между кромкой подошвы рельса и упругой вставкой (изолятора).
Рельсовые скрепления, выполняя роль связующих элементов между рельсами и основанием, обеспечивают прижатие их друг к другу, исключающее «отрыв» и «угон» рельсов, стабильность ширины колеи, оптимальные условия температурной работы. Также позволяют проводить регулировку положения рельсов по высоте и ширине колеи, замену деталей скреплений без перерывов в движении поездов, гарантируют электроизоляцию рельсов от основания, рациональную пространственную упругость и вибростойкость узлов скреплений.
При динамическом воздействии колес подвижного состава на путь возникают высокочастотные вибрации, расстраивающие его и особенно болтовые соединения, что приводит к «отрыву» и «угону» рельсов. В результате такого воздействия изнашиваются упругие вставки, которые необходимо менять.
Рационализаторы предложили вместо замены вкладывать между рельсом и упругой вставкой металлический стержень в зависимости от требуемой величины регулировки ширины рельсовой колеи. Такой подход позволяет сократить затраты на закупку новых деталей и уменьшить продолжительность ремонтных работ.

Лидия СЕРГЕЕВА