Технологии новых возможностей
На Белорусской железной дороге усовершенствуют процесс продажи билетов через Интернет и учет грузовых вагонов.
Электронный билет на поезд можно будет купить даже за пять минут до его отправления. От усредненного учета показателей эксплуатации грузовых вагонов перейдут к пономерному. Система ТОРО активно внедряется в локомотивных депо магистрали. О реализации этих и других важнейших планов рассказал начальник службы информационных технологий Управления Белорусской железной дороги Игорь Отлига.
– Игорь Иванович, повышение эффективности использования инвентарного парка вагонов – одна из важнейших задач развития нашей магистрали. Каким образом в этом могут помочь информационные технологии?
– В настоящее время есть возможность оценить результаты эксплуатации общего парка грузовых вагонов, получив только усредненные показатели их использования. Однако в нынешних условиях этого недостаточно, необходим более детальный анализ. Поэтому мы разрабатываем системы пономерного учета показателей использования грузовых вагонов.
Это очень большая и важная задача, к решению которой шли несколько лет. Она во многом ориентирована на повышение эффективности управления подвижным составом. Мы выстроили систему сбора информации об использовании парка вагонов. Теперь на повестке дня – необходимость глубокого анализа данной информации.
Наши специалисты совместно с представителями служб статистики, перевозок, грузовой работы и внешнеэкономической деятельности, финансово-экономической и другими обсуждают варианты методологии учета данных. Это планируем завершить до конца нынешнего года, а в 2018-м приступить к практической реализации.
Глубокий анализ информации об использовании вагонов, как ожидается, предоставит специалистам дополнительный важный инструмент, который позволит повысить оперативность и качество принимаемых управленческих решений.
– Для повышения эффективности деятельности в локомотивных депо Белорусской железной дороги предлагалось внедрить систему ТОРО (техническое обслуживание и ремонт оборудования). На какой стадии находится реализация этой идеи?
– Основные элементы данной системы мы внедрили почти во всех локомотивных депо, осталось выполнить аналогичную работу лишь в Молодечно. В чем преимущества ТОРО? Этот комплекс позволяет оптимизировать работу предприятия, увязать весь технологический процесс, начиная от фактического выполнения задания по техническому обслуживанию и ремонту в локомотивном хозяйстве до контроля заявочной компании, поставки материалов и запасных частей. Такой системный подход, как ожидается, поможет повысить качество ремонта, упорядочит поставку комплектующих, повысит ответственность каждого работника за результат его труда.
Ранее в данной сфере были недостатки. В дальнейшем они будут устранены. Но для этого потребуется скорректировать некоторые технологические процессы как в депо, так и в других подразделениях и хозяйствах, задействованных в данной работе.
Площадкой для «обкатки» новых идей мы выбрали локомотивное депо Брест. На этом предприятии – оптимальное сочетание видов выполняемого ремонта и объема работы. И мы сможем уже в ближайшее время продемонстрировать результаты.
В дальнейшем подобный опыт предполагается использовать в других депо. Мы прекрасно понимаем, что каждое предприятие в чем-то уникально. Поэтому чисто механически копировать наработки не получится: необходим индивидуальный подход.
– Все больше пассажиров покупают билеты не в кассе, а через Интернет. Какие дополнительные меры планируется предпринять для повышения привлекательности каналов дистанционных продаж?
– Одна из новых задач – сокращение времени ограничения при приобретении проездных документов через Интернет. Сегодня продажа прекращается за час до отправления поезда с начальной станции. Мы хотим уменьшить это время до 5 минут, то есть унифицировать с порядком реализации в кассе.
Нынешние ограничения связаны в первую очередь с тем, что необходимо время на то, чтобы проводники вагонов получили на бумажном носителе информацию о пассажирах, которые приобрели билеты с электронной регистрацией. Для его минимизации решается комплекс вопросов, касающихся как программного обеспечения, так и применения специальных технических средств.
Существует несколько вариантов. Один из них – обеспечить каждого проводника пассажирского вагона специальным пыле-, влаго- и ударозащищенным мобильным устройством, с помощью которого в режиме реального времени можно отследить факт приобретения проездного документа. Второй вариант – установить на обычных сотовых телефонах или планшетах прикладные программы. Обсуждаются и другие инициативы. Есть различные взгляды и на возможные схемы финансирования данного проекта. Первые итоги такой работы мы планируем получить в 2018 году.
Изменения коснутся тех поездов, которые обслуживаются поездными бригадами Белорусской железной дороги. Как свидетельствуют исследования, проведенные специалистами Российских железных дорог, минимизация ограничений на продажу билетов через Интернет может привести к увеличению онлайн-продаж примерно на 15%.
– На Четвертом слете машинистов, который в конце 2016-го проходил в Витебске, прозвучали пожелания доработать систему выдачи предупреждений для локомотивных бригад. Каким образом решили этот вопрос?
– Мы оперативно отреагировали на обращение и оптимизировали форму предоставления информации. работа в данной сфере продолжается.
В частности, до конца лета рассчитываем подписать соглашение с Латвийской железной дорогой по информационному обмену о выдаче предупреждений для локомотивных бригад обеих стран во время поездок на приграничных участках от Даугавпилса до Полоцка. Сейчас данная информация поступает в формате телеграмм, белорусским железнодорожникам приходится вручную вносить сведения в систему АС ПРЕД. До конца года программное обеспечение, используемое в Беларуси и Латвии, планируют унифицировать, что позволит перейти к беспрепятственному обмену информацией в электронном виде. Это поможет в короткие сроки наладить аналогичное взаимодействие и с литовскими коллегами на участках Лида – Вильнюс и Молодечно – Вильнюс. Данное соглашение мы планируем подписать в нынешнем году.
Следующий шаг – налаживание такого информационного обмена между Белорусской железной дорогой и российскими коллегами. Мы понимаем, что решение этого вопроса потребует значительных усилий, согласований, обсуждений технических нюансов. Однако в случае достижения положительного результата выгоду получат железнодорожники обеих стран.
– Какие еще информационные технологии активно внедряются на Белорусской железной дороге?
– Одно из важных направлений – внедрение и совершенствование Системы автоматизации предоставления оперативных данных (САПОД) во взаимодействии с системами дорожного уровня – ИАС ПУРГП, ЕК ИСУФР, «Электронная перевозка» и уровня отделения дороги – АСУ ОРЦ. Ранее в товарных конторах станций только оформляли необходимые для перевозки грузов документы. После чего их перепроверяли на отделенческом и дорожном уровнях. При такой схеме иногда возникали неточности. К тому же, между получением документов и внесением информации в систему учета доходов проходило некоторое время. И это негативно влияло на деятельность как дороги, так и грузовладельцев и экспедиторов, которые работали по предоплате.
В минувшем году после продолжительного подготовительного этапа такую систему усовершенствовали, исключив промежуточные звенья. Теперь при оформлении документов в САПОД все данные, вводимые непосредственно в товарной конторе, сразу же попадают в информационные системы дорожного уровня (ИАС ПУРГП, ЕК ИСУФР). При этом программное обеспечение в автоматическом режиме проверяет сведения, предотвращает ввод неверных данных.
Благодаря оптимизации информационных потоков ускорился процесс приема и обработки информации, более рационально используются трудовые ресурсы. Однако появляются новые задачи, и мы продолжаем совершенствовать технологические системы обработки документов.
Большое внимание уделяется и вопросам управления персоналом. К модернизации соответствующей подсистемы Единой корпоративной интегрированной системы управления финансами и ресурсами (ЕК ИСУФР) приступили в минувшем году. До конца 2017-го планируем завершить. Благодаря использованию данной подсистемы можно будет оперативно обновлять информацию о работниках предприятий, наличии вакансий, анализировать сведения по различным критериям и оперативно принимать управленческие решения.
– В каких сферах внедрение информационных технологий продолжится в ближайшее время?
– Информатизация позволит вывести на качественно новый уровень электронный документооборот при взаимодействии с таможенными, пограничными и другими государственными органами. Большой потенциал просматривается и в вопросе организации и сопровождения контейнерных перевозок. Нарастающая конкуренция требует гибкости, новых подходов. Это касается работы с клиентами и транспортно-экспедиторских услуг, контейнерных площадок, автоматизации многих процессов.
Среди важнейших стимулов для развития пассажирских перевозок – расширение использования систем дистанционной продажи билетов, предоставление дополнительных онлайн-сервисов.
Еще одно из перспективных направлений – анализ состояния инфраструктуры, повышение эффективности ее использования. А это, в свою очередь, предоставляет широкое поле для деятельности.
Руслан АНАНЬЕВ