Март
Пт
29
2024

В судьбе много значит дорога

…Ветеран труда Витебского железнодорожного узла Надежда Ковалевская, не спеша, одну за другой, перелистывает пожелтевшие странички старой тетради. С виду – самой обычной. «Но для нас это семейная реликвия, – с гордостью в голосе замечает собеседница. – Личный дневник отца-железнодорожника, который он вел на фронте».

Андрей Игнатьевич Мисюра

С Андрея Игнатьевича Мисюры и начинается трудовая династия, общий стаж которой превышает полтора века и объединяет четыре поколения.
– С железной дорогой моя семья была связана и раньше, – говорит Надежда Андреевна. – Еще дедушка – отец матери – вместе с братьями участвовал в строительстве станции Богушевская, на своих лошадях привозили песок из карьера. А предки моего отца жили в Украине: он из небольшой деревни в Житомирской области.
Родился Андрей Мисюра в 1912 году в бедной крестьянской семье. «Детства у него не было, рано пришлось работать, батрачил, – рассказывает дочь. – Учился в Тамбовском Краснознаменном кавалерийском училище имени 1-й Конной армии, после которого служить его отправили в Витебск». В этом городе и началась «железнодорожная» биография Андрея Игнатьевича. С 1934 года он – дежурный по станции Витебск. К слову, переезд помог молодому человеку найти не только дело всей жизни, но и встретить вторую половину.
– Познакомились родители на танцевальном вечере в местном парке культуры и отдыха железнодорожников. Отец первым обратил внимание на свою будущую супругу, пригласил на танец, – продолжает собеседница. – Мать – Домна Ионовна – тогда уже работала на швейной фабрике. Она была старше отца на шесть лет: ей – 31, ему – 25. Такого молодого кавалера мать всерьез поначалу не воспринимала, замуж выходить отказывалась. Отец добивался хорошего расположения будущей супруги целый год. Не зря. Прожили они вместе много лет душа в душу.
Первое время молодая семья ютилась на съемной квартире. Было нелегко, особенно когда в 1938-м родилась старшая дочь Лида. Но все трудности супруги преодолевали вместе. А в 1941-м они получили комнату. Уже планировали переезд, вот только заселиться в новое жилье так и не успели: помешала война.

Супруги Мисюра с детьми, 1958 год

Андрей Игнатьевич в составе колонны НКПС последним эшелоном покинул Витебск, а его жена и дочь остались на оккупированной территории.
– Отец, как и многие, надеялся, что война быстро закончится, искренне верил в то, что разлука с семьей будет недолгой, – говорит Надежда Андреевна. – Он каждый день вел дневник, в нем обращался к маме и сестре. Эту летопись отца – несколько тетрадей – храню до сих пор. Одну из них передала в Музей революционной, боевой и трудовой славы витебских железнодорожников. В своем дневнике он пишет: «Лиде купил красивые ботиночки, скоро привезу». Но в новой обуви она так и не покрасовалась: отец вернулся лишь спустя три года – в 1944-м… Немало пришлось пережить за войну и матери – голод, болезнь дочери. Но она тоже стойко выдержала все испытания.
Зато 1945-й принес семье Мисюра сразу несколько радостных событий. Вместе со всеми они праздновали Великую Победу, а еще – рождение сына Михаила.
– Лучшим подарком для отца стало появление на свет будущего железнодорожника, – перебирая фото домашнего архива, с улыбкой продолжает собеседница. – Белорусской магистрали брат посвятил более полувека и большую часть этого времени трудился машинистом тепловоза. К работе относился ответственно, всегда был на хорошем счету у руководства локомотивного депо Витебск. Это подтверждают множество благодарностей и грамот…

Надежда Андреевна Ковалевская

К тому времени, когда родилась младшая дочь Надежда, семья Мисюра уже переехала в Богушевск – на родину Домны Ионовны. Здесь получила свое жилье. Андрей Игнатьевич работал путейцем.
– На путейскую бригаду тогда был один конь. Мы – дети – всегда радовались случаю на нем прокатиться, – делится воспоминаниями Надежда Андреевна. – А еще отец часто брал нас с братом на рыбалку. Любили мы с Мишей и в лес ходить. Ягоды собирали наперегонки. За одно лето, помню, как сейчас, 52 ведра клюквы продали и на вырученные деньги купили один велосипед на двоих. Ездили на нем по очереди в школу, которая находилась в четырех километрах от дома…
Когда Надежде Андреевне пришло время определяться с будущей профессией, она не колебалась. «А как иначе?! – с улыбкой говорит собеседница. – Я из семьи железнодорожников, есть с кого брать пример, на кого равняться. Тогда уже и брат был машинистом. Да и жили мы в 50 метрах от магистрали. Другого пути и не могло быть – только железная дорога». В 18 лет она устроилась на станцию Витебск, где два года отработала списчиком вагонов. Без отрыва от производства, в 1968-м поступила в БИИЖТ на вечерний факультет.
В 1971-м Надежда Ковалевская перешла оператором в грузовой отдел Витебского отделения. А через несколько лет ей предложили должность инженера по несохранным перевозкам. Как признается железнодорожница, работа оказалась сложной, но интересной, помогла получить хороший опыт.
С удовольствием Надежда Андреевна участвовала в дорожных конкурсах профессионального мастерства, не раз побеждала в них. На ее счету немало и рационализаторских предложений. За старательность, ответственное отношение к работе отмечена отраслевыми наградами. Железнодорожница никогда
не боялась осваивать новое, смело бралась за трудные задачи. Несколько лет она была заместителем начальника городской товарной станции Витебск. Последние годы до выхода на заслуженный отдых работала инспектором по страхованию грузов в страховой компании «ТАСК».
– Мой трудовой стаж – 37 лет. За это время можно было уже устать от работы, но я, оглядываясь на пройденный путь, искренне признаюсь, что профессию выбрала по душе, – рассказывает собеседница. И, немного задумавшись, добавляет: – Да и по жизни мне повезло.
У меня есть надежная опора – супруг Валерий. В следующем году отметим золотую свадьбу. Воспитали двух дочерей – Инну и Татьяну. И, конечно, наша гордость – три внучки. А еще год назад я стала прабабушкой: в правнуке Романе души не чаю. Мы с мужем живем в родительском доме в Богушевске и радуемся, когда дети приезжают на выходные из Витебска. Так приятно в родных стенах собираться всей семьей!
Надежда Андреевна личным примером разрушает стереотип, что на пенсии одно утешение – внуки и огород. В свои 69 она ведет активный образ жизни. По ее инициативе в территориальном центре социального обслуживания населения при отделении дневного пребывания пенсионеров создали исторический клуб «Моя забытая Родина».

Инна Валерьевна Добрякова

– Историей интересовалась всегда, но когда вышла на пенсию, наконец-то появилось время на любимое увлечение, – замечает собеседница. – Главная цель нашего клуба – сохранить преемственность поколений. Вместе с его участниками собираем любопытные сведения о родном крае, составляем родословные, организовываем совместные поездки с молодежью по интересным местам. И я, как железнодорожница, часто выбираю близкую мне тему – магистраль. К примеру, всех впечатлил наш железнодорожный музей в КСЦ. Теперь готовимся к 115-летию станции Богушевская. Делаем историческую фотоподборку, записываем воспоминания жителей, изучаем старые карты нашей местности. И находим много интересных фактов. К примеру, у нас уже есть список имен тех, кто строил данный участок железной дороги.
К слову, Надежда Ковалевская уже давно составила генеалогическое древо своей семьи. Она с гордостью замечает, что железнодорожную династию продолжила дочь Инна и внучка Мария. Инна Валерьевна, как и мать, окончила БелГУТ. Трудовой путь начинала оператором в грузовом отделе Витебского отделения. Спустя несколько лет стала инженером по подготовке кадров, сегодня она – ведущий инженер. У нее ответственная миссия – организовывать профессиональное обучение и повышение квалификации работников. Кстати, супруг Инны Валерьевны – Александр Васильевич Добряков – тоже железнодорожник. Причем почетный. Он трудится в Витебском вагонном депо с 1993 года. Более десяти лет – в должности заместителя начальника по эксплуатации.
О профессионализме этого человека говорит множество и других отраслевых наград. В числе последних – нагрудный знак отличия «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» III степени. По стопам родителей пошла дочь Мария. До декретного отпуска она работала специалистом по кадрам Витебской дистанции пути.
– Надеюсь, на «ветвях» нашего семейного древа будет появляться все больше новых «листочков»-имен. И на четвертом поколении наша железнодорожная династия не закончится, – с улыбкой подытоживает разговор Надежда Андреевна.

Екатерина ОСОВСКАЯ

Яндекс.Метрика