Жизнь – источник вдохновения

Ветеран Анна Башкирева долгое время трудилась на станции Калий, была приемосдатчиком груза и багажа, агентом по розыску грузов. На ее долю выпало немало испытаний, но железнодорожница сумела выстоять перед напором жизненных трудностей и до сих пор не утратила интерес к жизни.

В годы работы на станции Калий-1

Родилась Анна Гри-горьевна в Курской области. В семье было девять детей – пять мальчиков и четыре девочки. После смерти отца – Григорий Трофимович служил на корабле «Азов» механиком – все домашние заботы легли на плечи мамы Екатерины Григорьевны. Жили небогато – летом дети наравне со взрослыми работали в поле. Уставали, но, видя, как тяжело приходится матери, не жаловались. Братья окончили среднюю школу, строили планы.
И вдруг – война. Сначала на фронт ушел старший Петр, а вскоре семья получила похоронку. За ним – Михаил, и снова трагедия: пропал без вести. Братья Матвей и Иван тоже воевали. Матвей был тяжело ранен, долго лечился, но выжил. Работал в колхозе. Иван – зенитчик, участник обороны Москвы, после войны еще семь лет служил в Каунасе, а после увольнения в запас возглавлял жилкоммунхоз в Волковыске – трудился там почти до пенсии. Алексей окончил казанское высшее военное училище.
В 1943 году тоже ушел на фронт, 9 раз был ранен, последнее оказалось самым тяжелым, долгое время лечился в госпитале города Нальчик, а затем был комендантом Волковыска. Позже его перевели служить в Слоним, в запас ушел в звании полковника.
Девочки – Катя, Мария, Полина, как и сама Аня, в послевоенное время работали в колхозах: не было образования.
– Сказать, что было трудно, значит не сказать ничего, – говорит Анна Григорьевна. – Разруха, голод. Мы с сестрами собирали гнилой картофель, свеклу, рвали крапиву и лебеду. Кусочек хлеба был мечтой. От недоедания часто болели. И мама выхаживала нас – по очереди. А потом вдруг с отравлением слегла сама. Мы с невесткой Зиной дали телеграмму брату Алексею о том, что мама в больнице. Он тут же приехал, привез нам кое-какие продукты, а после маминого выздоровления озвучил решение: я еду с ним в Лиду – там в это время он служил.
На новом месте Анна устроилась в железнодорожный узел связи ученицей, за полгода освоила профессию телеграфистки. Ее первым местом работы стала станция Лида. Здесь девушка трудилась оператором при дежурном. Затем снова учеба, на этот раз – в Могилевской дортехшколе. После ее окончания молодого специалиста направили дежурным на станцию Бастуны. Работа, признается Анна Григорьевна, ей нравилась – полтора года пролетели незаметно. Здесь же девушка встретила свою любовь. В то время шофер одного из минских строительных управлений Адам Петрушеня увидел неприступную красавицу в железнодорожной форме и вскоре сделал ей предложение. Расписали их в Минске, и молодая жена снова вернулась на станцию.
– Жили мы душа в душу. Понимали и доверяли друг другу. Вырастили и выучили троих сыновей. Старший Сергей был инженером по диагностике сельхозтехники. Александр выбрал военную службу – теперь он офицер запаса. Игорь трудился механиком в «Шахтспецстрое», – рассказывает Анна Григорьевна, смахивая слезы. Оно и понятно: не дает покоя материнскому сердцу непоправимое горе – два ее сына Сергей и Игорь ушли из жизни в молодом возрасте.
Кстати, по словам моей собеседницы, семья ее всегда поддерживала. Даже когда с должности дежурного по станции она решила перевестись на менее престижную – пошла весовщиком на станцию Слуцк.
– Мне даже выделили небольшой вагон, чтобы погрузить мои нехитрые пожитки, – с благодарностью вспоминает железнодорожница. – Это было интересное время: строились калийные комбинаты, возводился город шахтеров. От Слуцка до Ново-Старобинска (тогда так называли Солигорск) СМП-294 укладывало железнодорожные пути. Мне хотелось быть в гуще событий, поэтому я обратилась к начальнику Могилевского отделения магистрали с просьбой принять меня на должность дежурного по станции Калий-1. К тому времени она уже была построена.
С волнением вспоминает Анна Григорьевна и дату 2 июля 1958 года. В этот день на станцию Калий-1 из Слуцка прибыл первый пассажирский поезд.
– Встречать его вышли жители всех близлежащих деревень. Паровоз был украшен цветами, машинист и помощник – в парадной форме. Многие забирались в кабину локомотива, рассматривали его – для людей это было незабываемое событие, – рассказывает моя собеседница.
В этот же день была заложена памятная капсула с пометкой дня открытия станции Калий-1 и первого калийного комбината. Затем была построена станция Калий-3, и Анне Башкиревой предложили новую должность – старшего приемосдатчика груза и багажа, агента по розыску грузов.
– Работа ответственная, но это не пугало. К тому же я была еще председателем профкома: организовывала экскурсии, много путешествовала сама,– говорит железнодорожница.
Сейчас главная награда Анны Башкиревой за пережитое – улыбки ее четверых внуков. Несмотря на годы, она до сих пор хлопочет по дому, а на даче выращивает перцы и помидоры. Секрет своего жизнелюбия объясняет просто: энергию дает полученная в тяжелых испытаниях закалка. Железнодорожница и молодым советует: живите полной жизнью, не бойтесь все время идти вперед, даже если порой очень тяжело…

Анна ЛУЦКАЯ