Путешествовать без барьеров
28-летний житель города Дятлово Гродненской области Александр Панкевич стал первым пассажиром Белорусской железной дороги, который воспользовался новой услугой магистрали для людей с ограниченными физическими возможностями.
В четверг, 13 июля, молодой человек отправился в российскую столицу поездом белорусского формирования № 4 Брест – Москва. Билет в купе специализированного вагона для перевозки инвалидов-колясочников Александр заказал на сайте Белорусской железной дороги. После оплаты получил его письмом по почте.
– О том, что дорога предоставляет пассажирам возможность приобретать проездные документы посредством сети Интернет, я знал и раньше, – рассказал Александр. – Меня, по понятным причинам, интересовали места в специализированных вагонах. Оформить заказ на них теперь тоже можно дистанционно. Но приятной новостью стало то, что за билетом теперь не нужно приезжать в железнодорожную кассу – его выслали на мой почтовый адрес. Для инвалида-колясочника это особенно удобно. Иначе пришлось бы забирать свой билет в ближайших кассах – в Лиде или Барановичах, что сопряжено для меня с некоторыми неудобствами.
После отправления заявки с Александром связалась оператор. Представитель Белорусской железной дороги уточнила контактные данные пассажира, помогла оптимизировать транспортную логистику – подобрать наиболее подходящий по времени отправления поезд, сориентировала по цене. Затем на его электронную почту пришел счет к оплате за билет.
Поскольку Александр впервые путешествовал поездом самостоятельно, он заказал услугу сопровождения на Минском железнодорожном вокзале. Его встретил работник станции и проводил к нужной платформе и вагону.
– В специализированных купе для людей с ограниченными физическими возможностями мне раньше ездить не доводилось, – признался молодой человек. – Но моя знакомая, тоже инвалид-колясочник, пользуется ими регулярно. И вполне довольна уровнем сервиса. Несколько лет назад я ездил с родителями на поезде в Санкт-Петербург в обычном плацкартном вагоне. Это вызвало ряд сложностей. Например, проход был слишком узким для коляски, поэтому меня пришлось переносить на руках.
Как пояснил заместитель начальника пассажирской службы Александр Казачок, Белорусская железная дорога сегодня имеет 20 специализированных вагонов для перевозки людей с ограниченными физическими возможностями. В основном их включают в составы, курсирующие на постоянной основе. Но по заявке, при наличии технической возможности, прицепляют к поезду, следующему в нужном пассажиру направлении. В этих вагонах есть подъемник, расширены дверные проемы, приспособленный санузел и купе, куда может заехать инвалидная коляска.
– Заявку на дистанционное оформление проездного документа в такой вагон необходимо сделать не позднее, чем за 14 суток до отправления поезда, – поясняет представитель службы. – Оператор вручную ее обработает и выставит счет к оплате. Сделать это можно любым удобным для клиента способом: посредством интернет-банкинга либо обратившись в ближайшее отделение банка. После оплаты билет высылается заказным письмом за счет Белорусской железной дороги с доставкой на дом. Дополнительно предоставляется возможность получения в режиме online информации о прохождении письма по территории РБ.
Александр Казачок подчеркнул, что Белорусская магистраль проводит целенаправленную работу по созданию безбарьерной среды на своих объектах. Тесно взаимодействует с Белорусским обществом инвалидов.
– Мы стремимся обеспечить свободу передвижения и доступ к транспортной услуге для данной категории граждан в границах нашей железнодорожной инфраструктуры, – отметил Александр Казачок. – Однако надо учитывать, что сегодня для большинства людей, в том числе и инвалидов, маршрут является комбинированным. И в таком случае к решению этих вопросов должна подключаться местная администрация.
Также железнодорожники ратуют за скорейшее завершение работ по созданию единой нормативной базы, которая помимо прочего позволит четко определить основные направления развития и технические требования к объектам транспортной инфраструктуры в рамках безбарьерной среды.
Инга МИНДАЛЁВА