Декабрь
Чт
03
2020

Волшебный экспресс Михалинки

У брестской железнодорожницы Ольги Сандриковой довольно необычные хобби: в свободное от работы время кассир товарный станции Брест-Северный не только создает из ткани яркие колоритные куклы, но и пишет увлекательные сказки.

По словам Ольги, сочинение необычных историй – это еще один повод поверить, что чудеса случаются. Правда, лишь с теми, кто в них верит. Ее жизнь вовсе не была похожа на сказку. А судьбоносные решения в отличие от выдуманных персонажей Ольга научилась принимать сама, не прибегая к помощи доброй волшебницы.
Выбором профессии женщина обязана отцу – именно он посоветовал дочери поступить в брестский отраслевой лицей. Для него, человека пережившего послевоенную разруху, дорога была эталоном стабильности и благосостояния. Сегодня железнодорожный стаж Ольги – больше двадцати лет. А сложность работы она компенсирует творчеством, которое, кстати, передала своим дочерям. Старшая Даша – будущий дизайнер, учится в университете Марии Кюри-Склодовской в Люблине. К слову, сказку о приключениях Михалинки Ольга написала именно по ее просьбе. А Дарья проиллюстрировала мамино творение уникальными рисунками.
– В этой сказке я попыталась выразить любовь к своей профессии, к родной магистрали. Рассказать немного об ее истории: 2017 год для Белорусской железной дороги особенный – она отмечает свой 155-й день рождения. А еще провести мою маленькую героиню через все областные центры, ведь в каждом из них есть своя изю-минка и неповторимый шарм. Ну и, конечно же, поведать о железнодорожных профессиях и истории Детской железной дороги. Признаюсь, сказочная Михалинка в какой-то степени похожа на меня в детстве: в юном возрасте я тоже мечтала побывать на малой Белорусской, – признается Ольга Сандрикова. И искренне добавляет: – Очень надеюсь, что сказка понравится. Ее будут читать в семейном кругу.
Как уверяет Ольга, у всех написанных ею историй – счастливый финал. Будем надеяться, что именно так получится и с Ольгиной мечтой: хотя бы некоторые свои произведения выпустить в свет.

Утром в первое воскресенье августа под звук паровозного гудка на свет появилась девочка. Дом, где она родилась, стоял между величественной крепостью и вокзалом, а из окон его был виден музей железнодорожной техники. Когда девочка подросла, она часто заходила «в гости» к паровозам, среди которых был и ее любимый. Забиралась по ступенькам в его кабину и мечтала. Свои желания она записывала в дневник, а старый паровоз их «слушал». Девочка верила в чудеса и знала, что они обязательно случатся. Больше всего ей хотелось попасть на Детскую железную дорогу, а еще побывать в разных странах, увидеть новые города и под стук вагонных колес засыпать в своих путешествиях…

Родители девочки работали на вокзале, и она с детства знала, как это интересно отправлять и встречать поезда. А еще интересней путешествовать.
Однажды вечером она сидела на ступеньках паровоза и записывала в дневник тайные мечты. Вдруг сиявший на небе месяц мгновенно исчез. Его забрала в свои объятия пушистая тучка, а спустя минуту закружил снег. Он ложился на землю большими хлопьями, и очень скоро все вокруг покрылось мягким, ослепительно белым ковром. Наступило умиротворение. Музей с его паровозами и вагонами стал еще более величественным. Завороженная красотой зимнего вечера, девочка отложила в сторону свой дневник, спустилась с паровоза и, слушая, как хрустят под ногами снежинки, пошла домой. Она и не заметила, что вернулась без дневника. Мама напоила дочь горячим чаем и уложила спать. Подойдя к окну в комнате дочки, женщина увидела на стекле созданный морозом рисунок, напоминавший паровозик, и загадочно улыбнулась.

Вечером осматривая, как обычно, технику, старый смотритель музея на одном из паровозов заметил блокнот. Он взял его в руки, открыл первую страничку и сразу же понял, что это тот самый дневник, который всегда с собой носила девочка, любившая приходить в музей. Так смотритель познакомился с тайными мыслями и мечтами маленькой выдумщицы.

Знакомство со смотрителем

Наступал канун Нового года. У девочки начались каникулы.
Она оделась, вышла из дома и пошла по улице, вдоль которой стояли красивые сказочные фонари. Она отправилась в музей искать свой дневник. У ворот ее встретил смотритель – мужчина лет семидесяти пяти с большими, густыми усами с проседью. Когда он рассказывал об экспонатах музея, лицо его расплывалось в широкой улыбке, усы задорно поднимались вверх, а их кончики закручивались баранками. Смотритель поглаживал их пальцами, а большим и указательным закручивал кончики еще сильнее.

– Добрый вечер, – сказала девочка.
– Добрый, добрый, – ответил смотритель. – Вы, наверное, Михалинка?
– Ой, а откуда Вы знаете?
– Я немножко волшебник. Даже знаю, зачем ты сюда пришла. Вот, держи, это твое?
У девочки от счастья заискрились глаза, даже старый паровоз заметил это.
– Да, это мой дневник! Большое спасибо! Скажите, кто Вы и как Вас зовут?
– Я – смотритель музея Савва Николаевич.
– Значит, Вы можете мне рассказать все о железной дороге и о людях, работающих на ней.
– С превеликим удовольствием, дорогая. Только давай в другой раз, а то сейчас уже поздно. Твои мама и папа будут беспокоиться. Приходи завтра, как раз на день рождения железной дороги.
– До свидания, Савва Николаевич!
– До встречи, Михалинка!
Девочка прижала дневничок к груди и поспешила домой. Чувство радости от знакомства со смотрителем переполняло ее. О новом знакомом она рассказала родителям. Выслушав дочь, отец сказал, что они с мамой тоже знают этого милого старика. И тогда Михалинка попросила папу рассказать о смотрителе. Устроившись у камина, папа посадил дочь на руки и начал свой рассказ.
– Случилось это, когда Савва Николаевич был еще молодым и только начал работать диспетчером на железной дороге. В один из дней он получил сообщение о прибытии пассажирского поезда с неисправными тормозами. Савва Николаевич незамедлительно подготовил маршрут и принял состав на свободный путь. Так он предотвратил аварию, за что был награжден знаком «Почетный железнодорожник». А еще он знает много историй о людях, преданных железнодорожным профессиям.

Праздник в музее

Утром все готовились к празднованию очередной годовщины создания железной дороги. Вокзал был расцвечен флагами и лентами, в музее звучала музыка, а любимый паровоз девочки украсили шарами. Все были в ожидании торжеств. Савва Николаевич надел железнодорожную форму и почему-то очень волновался, радушно встречая гостей. В музей отправилась с родителями и Михалинка. Савва Николаевич начал свой рассказ:
– К строительству Белорусской железной дороги приступили в 1852 году. Спустя 10 лет, 27 декабря 1862 года, по участку Гродно – Поречье проследовал первый поезд. Это день стал днем рождения нашей магистрали. Почти 100 лет тому назад до станции Столбцы курсировал экспресс из Манчжурии, а в Негорелое ходил поезд из Парижа.
Первые белорусские вокзалы строились из кирпича, на линейных станциях – из дерева. В каждом из них были помещения для почты, ламповая, где светильники заправляли керосином, служебные помещения коменданта, агента службы движения, телеграфиста и зал ожидания. На некоторых вокзалах был буфет. Белорусские железнодорожные станции находились в малолюдных местах, далеко от больших городов, где и продукты не всегда можно было купить. Поэтому железнодорожникам и членам их семей выдавали бесплатные проездные документы. Медицинское обслуживание работники магистрали получали в санитарных поездах, оборудованных под мини-поликлиники. В них даже делали операции. Такие поезда ходили по всей Беларуси. А впервые они появились на Либаво-Роменской железной дороге. Во второй половине XIX века строились Риго-Орловская, Московско-Брестская, Либаво-Роменская и Полесские железные дороги. К началу XX века Беларусь уже имела густую сеть железных дорог протяженностью 2837 верст. В 1913 году на них работало 50 тыс. человек.

Далее Савва Николаевич рассказал о создании вагонов и паровозов, о людях, которые героически работали на железной дороге. О том, как защищали вокзалы в Великую Отечественную, как женщины-машинисты водили поезда к линии фронта. Посетители музея узнали много интересных фактов о жизни Белорусской железной дороги. Время прошло незаметно. Праздник заканчивался, а мечта девочки все еще не сбылась. Но по-прежнему верила, что чудо произойдет, и она обязательно попадет на Детскую железную дорогу. Ведь впереди – время чудес и рождественских праздников. С этими мыслями, взяв маму и папу за руки, Михалинка вернулась домой.

Новогодние каникулы

Каникулы обещали быть веселыми. Дети играли в снежки и катались на горках. А Михалинка все ждала чуда. Своими сокровенными желаниями она поделилась с подружкой Ангелинкой, с которой учились в одном классе. Ангелинке тоже захотелось в дальние города и на Детскую железную дорогу. Так они стали мечтать вдвоем.
Наступил Новый год. Девочки пошли гулять на бульвар, который был весь в снегу. Везде царила праздничная суета и стоял запах свежей выпечки.
В деревянном паровозике с печкой Снегурочка и Матушка Зима пекли разноцветное печенье, а Дед Мороз в красной шубе вместе с детьми распевал рождественские песни. Все дышало праздником – впереди было Рождество.
По дороге домой девочки решили заглянуть в музей. Там их уже ждал смотритель. Если вы помните, он был чуть-чуть волшебником. Девочки забрались на паровоз. Через несколько минут он загудел, и, выбросив клубы пара, взлетел в небо. Внизу проплывала старая крепость, город, поля, покрытые снежным покрывалом.
– Это Барановичи, – сказал Савва Николаевич. – Город железнодорожников. Он был основан в 1871 году как транспортный узел. На гербе города изображен паровоз, который стал символом Барановичей.
Затем они увидели город Гродно со знаменитой пожарной каланчой, на которой стоял трубач. Был как раз полдень, и трубач дул в свою серебристую трубу, наполняя город музыкой счастья. А через несколько минут внизу замелькали огни вокзала станции Могилев. Девочки даже рассмотрели статую станционного смотрителя.

В одной руке у него были часы, в другой – фонарь, которым он будто освещал путешественникам путь.
– Девочки, смотрите – это Гомель! Здесь находится университет транспорта, где учат будущих железнодорожников. Фонтан на вокзале с птицами счастья – аистами – встречает всех гостей города, среди них немало знаменитостей. А это уже Софийский собор. Мы в Полоцке. Вы слышите звуки органа?
– Ах, как прекрасно, – вздохнули девочки, окинув взглядом золотые купола собора.
И вот на горизонте показался Витебск. Михалинка восторженно крикнула:
– Сбывается еще одна моя мечта. Я вижу присыпанные снегом башенки дома-музея Репина. А вот улочки, по которым гуляли Марк Шагал и Малевич. Мы летаем, словно персонажи полотен самого Шагала.
Девочки так восхищались, что смотрителю Савве Николаевичу пришлось даже напомнить об их главной цели – Детской железной дороге в Минске. И вот – огни станции «Заслоново». Путь готов для приема волшебного паровозика. На перроне девочек и Савву Николаевича встретил начальник станции Михаил – мальчик лет двенадцати. Он пригласил всех в веселое путешествие, в котором можно узнать о железнодорожных профессиях.
Михаил громко произнес:
– Нас ждет поезд под названием «Новогодний экспресс». А теперь давайте пройдем в железнодорожную кассу и купим билеты. Вот вы и познакомились с первой профессией – «билетный кассир». Сейчас мы садимся в вагоны и предъявляем билеты проводнику. Это еще одна профессия.
А поведет наш поезд машинист. Он управляет локомотивом. Конечно, чтобы это делать, нужно знать очень много. А еще есть профессия «осмотрщик-ремонтник вагонов». Он следит за исправностью вагонов. В руке у него молоток, с которым он обходит составы и по звуку выявляет неисправности. Работой на станции руководит диспетчер, который следит за тем, как выполняется погрузка, выгрузка, прием, формирование и отправление составов. Он должен ориентироваться в обстоятельствах и уметь быстро найти выход из любых ситуаций для предотвращения аварий. Движением поездов управляет дежурный по станции. Перед ним – большой пульт, на котором он готовит маршруты. Включает светофоры, чтобы поезд мог ехать в нужном направлении. Рельсы, по которым движутся поезда, укладывают путейцы. Они же смотрят, чтобы путь был исправным. А за исправностью средств сигнализации и связи следят электромеханики. Еще одна очень нужная на железной дороге профессия – программисты. Они следят за большой вычислительной машиной, которая называется мейнфрейм.
В ней содержится информация обо всей дороге: где какие поезда находятся, куда едут, какие грузы и каких пассажиров везут. А еще я расскажу вам об истории Детской железной дороги. Строить ее начали осенью 1954 года. Причем в строительстве участвовали даже школьники, которые потом и стали на ней работать. Из Эстонии прислали паровоз. Шесть четырехосных пассажирских вагонов собрали в одном из вагонных депо в Беларуси, был еще и один грузовой вагон. А открыли Детскую железную дорогу в Минске 9 июля 1955 года. С того времени она и действует. Пойдемте, я посажу вас в поезд.
Савва Николаевич и девочки поблагодарили Михаила за увлекательное путешествие и пообещали вернуться. Ведь в следующий раз мальчик расскажет им еще одну интересную историю – о создании первого паровоза.
Когда дети вместе со смотрителем возвращались в свой город, первым их встретил огнями светофоров старый вокзал.
– Его еще называют музеем мрамора. Построили здание в 1886 году. На его возведение выделили очень много денег – два миллиона рублей золотом, – сказал Савва Николаевич.
Паровозик спустился вниз, и девочки, взявшись за руки, полные сказочных впечатлений, пошли домой. Падал пушистый снег, а на пешеходной улице фонарщик зажигал фонари. Керосиновый запах плыл по улице, напоминая о чудесном и таинственном прошлом.
Свои приключения Михалинка записала в дневник, который позже был опубликован в газете «Железнодорожник Белоруссии». Теперь девочка точно знала, что когда вырастет, будет работать на железной дороге. А еще ее ждут новые приключения, ведь в нашей стране так много городов с интересной историей и мест, которые хранят свои неизведанные тайны.

Яндекс.Метрика