Жить интересами дороги
Более 450 рационализаторских предложений, около 300 поощрений за их внедрение, десятки изобретений – все это в копилке ветерана, а в прошлом мастера локомотивного депо Минск Александра Кулакова. В этом месяце железнодорожник отметил 80-летний юбилей.
Детство и юность Александра Ивановича прошли в селе Анненково Курской области. Он вырос в многодетной семье.
– Мама умерла рано. Нас воспитывала мачеха, – вспоминает Кулаков. – Отец работал бондарем на местном маслозаводе, делал бочки. Жили мы бедно. Когда началась война, папа ушел на фронт. Правда, через некоторое время из-за ранения его комиссовали. Отец вернулся в село, но прожил недолго. Взрослая жизнь у нас с братьями началась слишком рано.
Срочную службу Александр Иванович проходил в Балтийске Калининградской области, где в то время находилась база военно-морского флота. Однажды, добираясь в очередном отпуске домой, в поезде он обратил внимание на симпатичную проводницу Зинаиду. Молодые люди понравились друг другу с первого взгляда, стали переписываться. Через некоторое время поженились. Позже Александр переехал к супруге в Минск. Так железная дорога объединила молодых людей.
– Первое время я работал на хлебозаводе. А затем стальная магистраль снова преподнесла мне подарок – устроился в столичное паровозное (позже локомотивное) депо, – рассказывает собеседник. – Почему подарок? Потому что другой работы и другой жизни для себя не представляю.
Около 47 лет Александр Кулаков непрерывно трудился на одном предприятии. Начинал слесарем по ремонту тормозного оборудования и топливной аппаратуры. Позже был бригадиром и мастером автоматного и топливного цехов. Поначалу досконально изучил «начинку» паровозов, а когда пришли электровозы ЧС4Т, стал осваивать их.
За годы работы Александр Иванович заслужил высокий авторитет среди коллег. Он в прямом смысле слова жил работой. Дух творчества, желание найти нестандартные подходы к решению сложных производственных задач… Александр Кулаков активно разрабатывал и внедрял свои рационализаторские предложения, привлекая к их воплощению коллег, учил этому молодежь. Его неоднократно признавали лучшим новатором Белорусской стальной магистрали.
– Был период, когда меня звали работать в Чехию. Уж очень им приглянулось мое техническое творчество, – признается Александр Иванович. – Но разве мог я оставить свое родное депо? Потом приглашали москвичи – даже квартиру давали. Но я снова отказался.
Его работа получила высокую оценку – множество грамот, благодарностей, дипломов, наград – ордена Трудовой Славы II и III степеней, значок «Отличник изобретательства и рационализации», Бронзовая медаль ВДНХ «За успехи в народном хозяйстве СССР».
Александр Кулаков и сегодня серьезен, собран и ответственен. Он по-прежнему живет интересами родной магистрали, поддерживает связь с бывшими коллегами, ветеранской организацией локомотивного депо Минск. От корки до корки читает отраслевую газету. А еще радуется успехам своих внучек и правнуков.
– Для меня железная дорога – это жизнь… Да что говорить, если я всю ее посвятил магистрали, – утверждает Александр Иванович и добавляет: – Надеюсь, что правнук Борис продолжит мое дело.
Анна МЕРКУШЕВИЧ