Сохраняя традиции

В истории Белорусской магистрали есть немало людей, чья деятельность получила всеобщее признание. Они трудились на дороге в разное время и на разных должностях. Своим ответственным отношением к делу, новаторскими поисками внесли весомый вклад в развитие и совершенствование работы отрасли. Таким человеком был и почетный железнодорожник Виктор Масальский.

Родной магистрали он отдал 36 лет, пройдя трудовой путь от инженера до руководителя Дорожного центра научно-технической информации, председателя райпрофсожа Минского отделения. Коллегам Виктор Валерианович запомнился тем, что к любому делу подходил творчески и умел увлечь этим других.
Выпускник Московского института инженеров транспорта после получения красного диплома и специального знака «Ударнику, успешно окончившему МИИТ» три года трудился в должности начальника паровозного депо Шестаковского леспромхоза Кировской области РСФСР. За это время Виктор Масальский проявил себя грамотным руководителем и талантливым новатором, обеспечивающим надежную работу локомотивов в условиях сурового северного климата. Этот бесценный опыт работы пригодился ему позже и на Белорусской магистрали, где он трудился в должности инженера-технолога локомотивного депо Молодечно.
В начале 1960-х в локомотивном хозяйстве дороги была актуальна проблема экономии топливно-энергетических ресурсов, черных и цветных металлов. Замена бронзовых подшипников на алюминиевые с применением меди и цинка позволила только в депо Молодечно сберечь тонны бронзы. Но когда новых втулок стало не хватать, инженер-технолог Масальский совместно с другими специалистами предложили оригинальный способ их восстановления в деповских условиях. Образцы наплавленных втулок успешно прошли испытания в дорожной лаборатории, после чего новшество одобрили в службе Управления дороги. Позже и Министерство путей сообщения рекомендовало распространить рацпредложение на других дорогах сети.
…В декабре 1963 года на магистрали произошло знаменательное событие. От станции Минск-Пассажирский до станции Олехновичи в свой первый рейс отправился электропоезд. А в следующем году на станции Минск-Северный создается моторвагонное депо по эксплуатации и ремонту электропоездов. Виктор Масальский стал первым главным инженером предприятия, окончив к этому времени Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта, получив право на управление электропоездами переменного тока. Он сразу окунулся в решение острых проблем депо, которое налаживало работу в трудных условиях строительства, технического оснащения и подготовки кадров.
Позже в течение нескольких лет Виктор Валерианович возглавлял Дорожный центр научно-технической информации, проявив инициативу организации оперативного поиска информации по запросам специалистов на основе автоматизированного обслуживания абонентов.
С помощью сотрудников вычислительного центра стала осваиваться система избирательного распространения информации (ИРИ) с применением ЭВМ. Это позволило обеспечивать специалистов сигнальной информацией о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники, о передовых методах труда и широко внедрять их на дороге. Опыт Белорусской по освоению системы ИРИ демонстрировался на Выставке достижений народного хозяйства СССР. Виктор Масальский был удостоен Золотой медали ВДНХ «За успехи в народном хозяйстве СССР».
В 1985 – 1986 годах на дороге проводился Белорусский экономический эксперимент, целью которого стало повышение эффективности работы за счет роста производительности труда, введения новых условий оплаты труда и выполнения плановых заданий меньшим количеством работающих. Райпрофсож Минского отделения во главе с Виктором Масальским, впрочем, как и все райпрофсожи отделений, провел в трудовых коллективах разъяснения условий эксперимента, требований законодательства при сокращении штата работающих. В результате споров и конфликтов почти не было. Сокращенных трудоустроили на вакантные места, провели переобучение людей.
Находясь на заслуженном отдыхе, Виктор Валерианович много времени уделял изучению истории дороги. Он активно добивался пересмотра даты рождения магистрали, летоисчисление которой велось с 28 ноября 1871 года, когда вступила в строй главная линия Смоленск – Минск – Брест, хотя до ее открытия уже действовали первые участки железных дорог Беларуси.
В марте 2000 года в отраслевой газете появляется статья Виктора Масальского, члена президиума совета ветеранов дороги, под названием «Так сколько же лет Белорусской?». В этом материале он обратил внимание на то, что первой линией на белорусской земле стал участок Поречье – Гродно, являвшийся частью магистрали Санкт-Петербург – Варшава, по которой открыли движение 15 декабря 1862 года. Позже публикация на эту тему появилась и в газете «Рэспубліка». И тогда по предложению президиума совета ветеранов дороги при поддержке руководства магистрали институт истории Национальной Академии наук Беларуси провел научное исследование по уточнению даты основания дороги. А в марте 2010 года руководство магистрали и Дорпрофсож приняли решение считать 27 декабря 1862 года (день открытия постоянного железнодорожного сообщения на участке Поречье – Гродно) днем рождения Белорусской железной дороги.
Виктор Валерианович участвовал также в подготовке книг, посвященных 100-летию Белорусского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей, 130-летию железнодорожной линии Смоленск – Минск – Брест, 135-летию Минского вагоноремонтного завода, 25-летию Белорусской транспортной прокуратуры. Он же стал и автором текста гимна Белорусской магистрали, музыку к которому написал композитор Владимир Сорокин.
В 2014-м Виктора Масальского не стало, но его вклад в развитие магистрали по-прежнему ценят и помнят.

Станислав САВЧЕНКОВ

Яндекс.Метрика