В эпицентре – паровоз
В историко-культурном комплексе (ИКК) «Линия Сталина» идет укладка рельсового полотна для паровоза серии ЭМ, прибывшего сюда с базы запаса локомотивного депо Кричев. Работы ведутся при поддержке белорусских железно-дорожников.
Машина постройки 1932 года новое место прописки обрела недавно. Такие паровозы собирали на Брянском, Луганском, Сормовском и Харьковском заводах с 1931-го по 1935 год. Всего было выпущено около 2600 паровозов этой серии. Наибольшее количество локомотивов произвели на Луганском и Харьковском заводах – примерно по тысяче машин. Пока увидеть раритетный экспонат можно только издалека – он спрятан за металлическим ограждением.
– Перед доставкой паровоза в наш комплекс потребовалось уложить часть железнодорожного пути. Для этого провели серьезную работу, в том числе профилирование местности и выровняли земляное полотно, – рассказывает директор по развитию ИКК «Линия Сталина» Михаил Метла. – Трудности были и при транспортировке локомотива. Из-за большого веса (примерно 120 тонн) его перевозили по частям: двухосную платформу, кабину паровоза с топкой и котлом, экипажную часть, тендер, дрезину, стрелу дрезины и четырехосную платформу. На это ушло три дня.
Погрузку и выгрузку фрагментов осуществляли при помощи 100-тонного крана, предоставленного Министерством по чрезвычайным ситуациям. Сейчас паровоз, который в свое время был задействован в грузовых перевозках на Белорусской магистрали, будет участвовать в реконструкции военных событий.
– Мы хотим инсценировать прибытие поезда на станцию, где начинается бой между немецкими солдатами и бойцами Красной армии. Для максимальной реалистичности планируем использовать спецэффекты. К примеру, парогенератор, который мы установим в локомотиве, будет выбрасывать клубы дыма и, следовательно, создавать видимость движения машины, ведь на самом деле паровоз будет стоять на месте. Броневагоны хотим оснастить пушками для воспроизведения выстрелов. Для зрителей построим мобильные трибуны. Имитация боя задумана неслучайно: таким образом мы намерены показать роль железной дороги в победе над немецко-фашистскими захватчиками, – рассказывает исполнительный директор историко-культурного комплекса Александр Метла.
На уложенной части железнодорожных путей прямо перед паровозом уже установлена двухосная площадка с зениткой и станковым крупнокалиберным пулеметом ДШК. Впоследствии на ней установят броневую защиту. За паровозом – четырехосный броневагон с двумя имитированными башнями от танка Т-34. Внутри вагона появятся кухня для «красноармейцев», мастерская со станками и пулеметное прикрытие.
В следующем вагоне, оборудованном на базе дрезины с кран-балкой, поставят пусковую установку «Катюша», снятую с советской боевой машины реактивной артиллерии БМ-13. Кран-балка будет служить для погрузки ракет. В экспозиции также будет представлен бронеавтомобиль БА-6жд. Его оснастят 45-миллиметровой пушкой и танковым пулеметом Дегтярёва 1927 года выпуска, а передние колеса заменят спе-циальными железнодорожными бандажами.
ИКК «Линия Сталина» открыт 30 июня 2005 года к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне и представляет собой военно-исторический музей под открытым небом. Его основой стали ДОТы, которые сохранились с начала 40-х годов. Воссозданы командирский пункт, огневые точки для пулеметчиков и артиллеристов. Кроме фортификации на комплексе представлено более 160 экспонатов, которые тематически сосредоточены на стоянках боевой, инженерной, авиационной техники. На многих из них сохранились следы от пуль и снарядов, вмятины от осколков. Главная «фишка» «Линии Сталина» – танки. Они здесь «живые» – машины рычат двигателями, месят стальными гусеницами грязь бездорожья. Только увидев их в движении, почувствовав дрожь земли, когда многотонная махина проходит рядом, заглянув в черную дыру дула, ощущается вся сокрушимая мощь, которой управляли наши деды и прадеды на протяжении долгих четырех лет Великой Отечественной. Еще одной особенностью комплекса являются воссоздание батальных сцен подлинных событий военных лет на реальном ландшафте. В частности, бои и сражения, которые проходили на территории Минского укрепрайона в июне 1941-го.
Над воссозданием экспоната работают мастера Александр Микалуцкий, Владимир Якушев с сыновьями Алексеем и Максимом. Кстати, бронетехнику они реставрируют уже более десяти лет. Постройкой железнодорожных путей занимается бригада работников ПМС-71. Уже проложено 270 метров, всего запланировано 306. Частью железнодорожного полотна станет двухпролетный 23-метровый железнодорожный мост через озеро.
– Мы очень благодарны руководству Белорусской железной дороги за предоставленную раритетную технику, – подытоживает Михаил Метла.
Это не первый проект комплекса, в реализации которого участвует Белорусская железная дорога. Совсем недавно были завершены работы по воссозданию тяжелого танка КВ-1. Основой шасси уникальной машины времен Великой Отечественной стал гусеничный танковый тягач БТТ, изготовленный на базе самоходно-артиллерийской установки и безвозмездно переданный железнодорожниками благотворительному фонду «Память Афгана». До недавнего времени техника эксплуатировалась в восстановительном поезде Брест. К слову, сейчас в мире сохранилось всего около десятка таких танков. Восстановленный КВ-1 – единственный сохранившийся образец на территории Беларуси. Сегодня его можно увидеть только во время исторических реконструкций на «Линии Сталина». Остальное время уникальный раритет бережно хранят в ангаре.
Елена ПОДЫМАКО