Октябрь
Чт
22
2020

В истории – свой след

…Ветеранам дороги он напоминает о тяжелом послевоенном времени восстановления экономики страны, когда первую скрипку играло трудолюбие и самоотдача. А молодежи – об уважении к истории магистрали. Десять лет назад, 23 июля 2007 года, на Привокзальной площади Калинковичей получил «прописку» паровоз серии Эр.

Этот красавец-локомотив работал на Белорусской железной дороге с 1951 года на протяжении тридцати лет. Был задействован в грузовых перевозках. Обновление подвижного состава – веление времени. Однако и с приходом новой, более современной техники, железнодорожная «биография» паровоза не завершилась. Было принято решение установить его на одной из площадей города. Дату выбрали неслучайно – в 2007 году отмечалось 125-летие прохождения через Калинковичи линии Полесских железных дорог.
Подготовительная работа проводилась в локомотивном депо Калинковичи. Вот что об этом вспоминает начальник производственно-технического отдела предприятия Сергей Евсеенко:
– От момента получения задания до непосредственно установки паровоза прошло около месяца. Ответственным за восстановление был мастер котельной Игорь Пысин, который сейчас на заслуженном отдыхе. Общее руководство осуществлял Александр Алексеев – на тот момент начальник нашего депо.
Сам Сергей Евсеенко отвечал за безопасное производство работ при выполнении этого задания. Отмечает, что все трудились слаженно, ведь проект был необычным и очень интересным. Главное – сохранить достоверность в деталях, передать дух прошедшей эпохи. Это железнодорожникам блестяще удалось. Что было самым сложным? На данный вопрос получаю неожиданный ответ:
– Пришлось серьезно поломать голову над тем, как доставить паровоз к месту стоянки, – вспоминает Сергей Александрович. – Для этого задействовали восстановительный поезд, стотонный кран, а также специальный трал. На Привокзальную площадь паровоз доставляли по частям – отдельно тендер, отдельно паровой котел. Благодаря продуманному алгоритму действий с задачей справились в течение дня – начали около шести утра, а в шесть вечера паровоз занял почетное место в центре города.
Он сразу же стал одной из визитных карточек Калинковичей. В церемонии открытия памятника-паровоза участвовали ветераны Белорусской железной дороги, руководители предприятий узла, представители районных властей и общественности. Много говорили о роли и значении Полесских железных дорог, которые вдохнули новую жизнь в эти места. В нынешнем году отмечается 135-летие с момента их появления в Калинковичах. Эти пути строились с 1882-го по 1907 год и проходили по территории Виленской, Гродненской, Витебской, Минской, Волынской, Могилевской, Черниговской и Орловской губерний Российской империи. Полесские железные дороги соединяли юго-запад России с прибалтийским, северо-западным и центральными районами страны. Имели военно-стратегическое значение, способствовали разработке лесных массивов Полесья, развитию деревообрабатывающей и кожевенной промышленности, росту городов.
…Памятники-паровозы установлены в Гомеле, Витебске, Лунинце, Орше, Лиде, Минске и во многих других городах Беларуси. Без этих красивых, мощных и статных машин невозможно представить более чем полуторавековую историю Белорусской железной дороги.

Дмитрий ВЛАДИМИРОВ

Яндекс.Метрика