Ноябрь
Ср
25
2020

О себе, о Минске, о войне…

Книгу воспоминаний белорусского государственного деятеля Василия Шарапова «Листая жизни страницы» его родственники передали в дар Белорусской железной дороге.

Василий Иванович родился 25 августа 1916 года и ушел из жизни 5 марта 2017-го.
Почетный гражданин города Минска, почетный дорожник Беларуси, России, Польши, он много лет возглавлял Минский горисполком, был первым секретарем минского горкома КПБ, а впоследствии трудился на посту министра строительства и эксплуатации автомобильных дорог БССР.
Его по праву можно назвать человеком-эпохой. Жизненный путь Шарапова опалила война: Родину он защищал будучи командиром бронепоезда, затем – заместителем командира, начальником штаба дивизиона тяжелых ракетных установок.
В ходе операции «Багратион» получил тяжелое ранение, лишился правой ноги.
Книга Василия Ивановича «Листая жизни страницы» увидела свет в 2016 году. О ее содержании можно сказать крылатой фразой поэта «Видел то, что временем закрыто». Это волнующее, во многом уникальное издание об истории Минска и Беларуси. Важное место в нем отведено Белорусской железной дороге.
К примеру, первая глава «Юность моя – ты гори не сгорай» начинается со сцены прибытия поезда. «Натужно пыхтя, напрягаясь изо всех сил на небольших подъемах, паровоз медленно тащил за собой десяток вагонов-теплушек. Народу было не протолкнуться; в основном женщины с детьми да такие, как я, фронтовики, для кого война закончилась досрочно…»
К слову, с железной дорогой Василия Шарапова связывало многое. Его отец Иван Андреевич во время Первой мировой войны служил в железнодорожном полку. Позднее был разнорабочим на станции Славное.
В 1932 году Василий Шарапов поступил в Оршанское железнодорожное училище по специальности «помощник машиниста и слесарь-ремонтник 4-го разряда». После его окончания получил распределение в Оршанское депо. Вначале ремонтировал паровозы, а затем добился перевода в помощники машиниста. «Сначала на маневровую «кукушку», затем водил грузовые и пассажирские поезда. Прошло столько времени, а помню номера всех паровозов, на которых работал. Как помощник машиниста я обязан был прийти на рабочее место за полтора часа до отправки в рейс. Смазывал все трущиеся детали – буксы, подшипники, валики. Проверял, вычищена ли топка. Следил за тем, чтобы тендер доверху загрузили углем. В начале 1935 года меня перевели в бригаду к Николаеву, машинисту еще царской школы, очень опытному, прекрасно знающему машину. Паровоз – грузовой Щ5043. Машинист был очень колоритный, одевался в тужурку, сохранившуюся еще с тех времен, носил золотые часы и обязательную цепочку к ним. Первое время он пристально следил за тем, что и как я делаю, а через несколько месяцев, когда уверился в моей надежности, мог себе позволить отдохнуть во время пути. Тогда я, преисполненный гордости, становился за правое крыло к реверсу, а кочегар брался за топку. Появились новые рейсы, я увидел новые города. Водил поезда на Минск, Смоленск, однажды совершил рейс на Столбцы, которые в то время находились на польской территории», – так пишет Василий Иванович о годах своей трудовой юности. Еще один факт из биографических данных: в 1937 году Василия призвали на воинскую службу, которую он проходил в железнодорожных войсках в Забайкалье.

Награжден тремя орденами Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени (трижды), Знаком Почета, 18 медалями за боевые заслуги, отмечен шестью Почетными грамотами Верховного Совета БССР и Почетной грамотой Национального Собрания Республики Беларусь.

…Книга Василия Шарапова, переданная в дар магистрали, изобилует интересными историческими фактами, которые автор дополняет малоизвестными широкому кругу читателей деталями. Он дает беспристрастную оценку событиям, которые ему довелось пережить, и людям, с которыми его сводила судьба.
Особое место в воспоминаниях занимает послевоенный Минск: его восстановление и развитие, строительство новых знаковых объектов промышленности, образования, культуры, торговли и т. д. Неслучайно в обращении к читателю он пишет: «Большую часть жизни я посвятил Минску, ему, прежде всего, обязан счастливой судьбой. И потому обязан отдать родному городу и моим землякам свой гражданский и человеческий долг».
Любопытный факт, связанный с биографией автора, приводится в книге о первом пассажире Детской железной дороги.
«В 1955 году в Минск приезжал Председатель Народной палаты Германской Демократической Республики Вильгельм Пик. Знакомясь с достопримечательностями города, заехали на Детскую железную дорогу. Ее как раз готовили к открытию». Василий Иванович предложил высокому гостю лично прокатить его с ветерком, ведь Шарапов был профессиональным машинистом. Вильгельм Пик согласился и стал первым пассажиром малой Белорусской. Он также предложил объединить детскую железную дорогу с размещенным в условиях реальной природы зоопарком и пригласил в Берлин познакомиться с аналогичным объектом, действующим у них. Идея Шарапову понравилась, был подготовлен проект. Но вышестоящее руководство его не поддержало. А жаль.
Книга Василия Шарапова «Листая жизни страницы» будет интересна не только людям старшего поколения, но и молодежи. С ней можно ознакомиться в Научно-технической библиотеке Центра научно-технической информации Белорусской железной дороги.

Яндекс.Метрика