Верность традициям
Александр Павлюковец, 44 года отработавший на Белорусской железной дороге, в июле отпраздновал 90-летие.
В его трудовой книжке записи всего с одного предприятия – Барановичского вагонного депо, а конкретно – ПТО на станции Лунинец.
Ветеран разменял десятый десяток, но жаловаться на самочувствие – не в его характере. Говорит, сказываются гены и трудовая закалка. И неудивительно, ведь он – представитель железнодорожной династии, общий стаж которой превышает два столетия. Члены этой семьи посвятили долгие годы жизни Лунинецкому узлу.
На железной дороге трудился отец юбиляра, Денис Иванович Павлюковец.
– Он родился в 1899 году, – рассказывает ветеран. – Начинал работать еще до революции, был кочегаром паровоза, потом жестянщиком.
Все пятеро детей родоначальника династии стали железнодорожниками. Брат Александра Денисовича Иван трудился составителем поездов. Еще один брат, Василий, работал кондуктором, Анатолий – диспетчером на сортировочной горке станции Лунинец. Там же списчиком вагонов трудилась и их сестра Евгения Шпак. А вот Александр, как и отец, стал жестянщиком и также много лет работал в вагонном депо. Его трудовой путь начался в 16 лет – во время Великой Отечественной он работал на прифронтовых железных дорогах.
– В 1944 году после освобождения Беларуси меня направили на курсы молодого бойца, – вспоминает юбиляр. – Обучали несколько месяцев, а затем отправили работать жестянщиком в вагонный участок в Лунинце. В бригаде я был самым младшим.
Мы собирали железо и другие материалы для ремонта оборудования вагонов. Восстанавливали, в частности, печки, которыми отапливались вагоны: припаивали дымоходы, колосники и другие элементы.
– Работать приходилось не меньше 12 часов в сутки, обычно дольше. Поспишь в вагоне и снова за работу, – вспоминает ветеран. – Нам выдавали талоны на питание, кормили в основном тушеной капустой. Но в молодости я не видел в этом никаких проблем, хотя работа была тяжелой. Печки весили по 50 – 70 килограммов. мы понимали, что наш труд – часть общего вклада в победу над врагом.
После окончания Великой Отечественной Александра Денисовича направили в Брест – учиться на поездного мастера. Вернувшись в Лунинец, он вновь ремонтировал вагоны, на этот раз и для узкоколейки – она связывала тогда Брест и Лунинец. В 1948-м молодого человека призвали в армию. Спустя три года пришел в Лунинецкий ПТО Барановичского вагонного депо поездным мастером. Через пять лет его должность упразднили, и Александр Павлюковец стал осмотрщиком-ремонтником вагонов. Специализировался он на обслуживании автотормозов. Железнодорожника уважали за высокий профессионализм – в характере Александра Денисовича сочетались упорство, трудолюбие, богатый опыт и знания. Выявить даже неочевидный дефект и найти его причину – в этом ему не было равных. В 1988 году он ушел на заслуженный отдых. Но сидеть без дела не мог: еще 10 лет трудился слесарем в детском саду. Способности Александра Денисовича всегда были востребованы.
Вместе с супругой Анной Максимовной юбиляр воспитал двух дочерей, сегодня радуется успехам четверых внуков и четверых правнуков. Железнодорожные традиции семьи продолжает внук Евгений Данилевич. Он работает в локомотивном депо Лунинец слесарем. Оканчивает колледж и готовится к службе в армии правнук. Возможно, и он свяжет жизнь с магистралью и продолжит трудовую династию.
Елена КРАВЕЦ