Решают знания

Об особенностях нынешней вступительной кампании в БелГУТе, о том, какое пополнение принял единственный в стране университет транспорта – наш разговор с ответственным секретарем приемной комиссии, кандидатом экономических наук, заведующим кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Сергеем Леонидовичем Шатровым.

– Сергей Леонидович, это только кажется, что все вступительные кампании схожи между собой. Но, без сомнения, у каждой есть своя отличительная особенность. Что бы Вы выделили в нынешнем году?
– Начну с изменений в правилах приема в вузы. В этом году абитуриентам было предоставлено право сдавать централизованное тестирование вместо трех по четырем предметам. У будущих студентов появилась возможность дополнительного «маневрирования» при выборе специальностей, чем многие и воспользовались. Кроме того, зачисление выпускников средних специальных заведений (колледжей), поступающих в сокращенный срок, осуществлялось по результатам двух профильных вступительных испытаний и среднего балла документа об образовании без сдачи ЦТ по государственному языку.
– По количеству бюджетных мест остались на прежнем уровне?
– Да. Количество студентов, которые будут учиться в университете за счет средств республиканского бюджета, аналогично предыдущему году. В то же время БелГУТ стал единственным среди высших учебных заведений Беларуси, который увеличил план приема на заочную форму получения образования в сокращенный срок на условиях оплаты, причем значительно – на 72 места. Все это неспроста: в 2016 году конкурс на бюджетные места по специальности «организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте» составил 5,8 человека на место, а на «бухгалтерский учет, анализ и аудит» – и вовсе 8,0 человека на место.
– Традиционно в БелГУТе востребованы железнодорожные специальности. Как обстояли дела на этот раз? Как складывался конкурс и с какими проходными баллами? Есть ли у нас рекордсмены, ребята, набравшие более 300 баллов?
– Абитуриентов, набравших свыше 300 баллов, к нам пришло свыше 30 человек. Рекордсменкой гомельского региона является студентка специальности «организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте (управление движением)» Ольга Демьянчук, которая по итогам вступительных испытаний набрала 391 балл. Уверен, что мы не единожды порадуемся ее успехам в учебе. Традиционно востребована специальность «архитектура» – 3,3 человека на место, «транспортная логистика» – 2,4, железнодорожные специальности так же пользовались особой популярностью – 1,3 человека на место.
– В последние годы вузы Беларуси набирают студентов с так называемым кадровым прицелом, т. е. «целевиков». Сколько их пришло на сей раз?
– На условиях целевой подготовки получать образование в нашем вузе будут свыше полутора десятков студентов по ряду специальностей: «таможенное дело», «организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте», «автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте». Среди заказчиков кадров есть как подразделения Белорусской железной дороги, так и таможенные органы. Кстати, последние «заказали» больше всего целевых мест.
– Наверное, и на этот раз не удалось избежать определенного напряжения в последний день приема документов. Как всегда шла «переброска» с одной специальности на другую? И можно ли этого избежать, например, изначально выстраивая специальности по рейтингу, как в столичных вузах?
– Несмотря на то, что в первые две недели приемная комиссия работала ежедневно без обеда и выходных, в последний день в коридоре возле аудиторий подачи документов яблоку негде было упасть. Причиной этому не только привычка граждан оставлять все на последний день, но и то, что подача документов на бюджет завершалась в понедельник – не все захотели приезжать с дач или отдаленных городов нашей страны в солнечный воскресный день. Вы правильно заметили, что львиную долю в последний день занимают переброски документов со специальности на специальность. Пребывая в полном неведении после 15.00 – а именно в это время в последний день прекращается информирование о ходе подачи документов – многие абитуриенты принимали судьбоносное для них решение о выборе специальности. Кто-то, перебрасывая по нескольку раз, угадал и «проскочил» на желанную специальность, кому-то повезло меньше. Практика показывает, что выигрывает тот, кто в последний день не делает резких движений.
– Какова Ваша оценка информационного обеспечения вступительной кампании?
– В текущем году информирование абитуриентов осуществлялось по всем каналам связи. Это не только информация на сайте университета, дни открытых дверей и афиши на остановочных пунктах общественного транспорта, но и новое для нас направление – странички нашего университета в социальных сетях. Соцсети, кстати, очень выручили нас в последний день приема документов. «Напор» абитуриентов и их родителей на наш сайт был таким, что серверы едва выдерживали нагрузку.
– Ваша оценка всему процессу вступительной кампании?
– Несмотря на то, что работа в приемной комиссии сложная и очень ответственная, в списке работников много постоянных имен. Это не только сотрудники университета, но и студенты сервисного отряда. Приемная комиссия – визитная карточка университета для абитуриента любой специальности. Мы старались сделать все, чтобы первое впечатление абитуриента (а оно всегда самое яркое и запоминающееся) было положительным у каждого переступившего порог нашей альма-матер.

Интервью провела Алина КЛЫГА