С учетом востребованности

Повышение эффективности содержания и использования инвентарного парка грузовых вагонов Белорусской железной дороги стало главной темой технико-экономического совета в Управлении магистрали.

С ситуацией участников заседания ознакомил начальник службы вагонного хозяйства Александр Архипенко, который напомнил, что инвентарный парк играет ведущую роль в обеспечении перевозочного процесса. От его состава, состояния и рационального использования зависит выполнение дорогой задач по удовлетворению потребности экономики и населения страны в транспортировке грузов, обеспечению их сохранности и своевременной доставке в пункты назначения.
Сегодня инвентарный парк грузовых вагонов Белорусской магистрали насчитывает 27 255 единиц. При этом общий износ составляет примерно 51%. Наибольший показатель у платформ (почти 98%), крытых (около 87%) и цистерн (чуть менее 69%).
Повышение эффективности содержания инвентарного парка – одна из важнейших задач вагонного хозяйства, подчеркнул руководитель службы. Основные направления работы в данной области – качественное техническое обслуживание и ремонт вагонов, обеспечение их сохранности, продление срока службы, модернизация и переоборудование.
В 2016 году в хозяйстве допущено 158 задержек поездов, в том числе 25 – по причине некачественного планового ремонта вагонов. Устранение в них неисправностей, образовавшихся в процессе эксплуатации, производится как в составе поезда, так и с отцепкой (в прошлом году такое оздоровление получили более 80% всех вагонов, прошедших текущий ремонт). Для повышения эффективности содержания необходимо по возможности устранять неисправности вагонов без отцепки, что позволит снизить расходы, связанные с маневровой работой. Однако это, в свою очередь, потребует внедрения средств малой механизации, изменения технологических процессов в ПТО.
В обеспечении сохранности инвентарного парка немаловажное значение имеет работа по предотвращению износа гребней колес и образования односторонних ползунов на поверхности катания. В частности, начальник службы отметил, что использование рельсо- и гребнесмазывателей позволило существенно сократить износ колесных пар. Вместе с тем, до конца не решен вопрос предотвращения образования односторонних ползунов при роспуске грузовых вагонов на немеханизированных сортировочных горочных комплексах. Например, с 2012-го по 2016 год по этой причине были заменены свыше 91,5 тыс. колесных пар. Исправить ситуацию призвана утвержденная Программа повышения уровня сохранности вагонного парка, сокращения эксплуатационных расходов при переработке вагонов на сортировочных горках Белорусской железной дороги на период 2017 – 2018 гг. Документ предусматривает проведение ряда технических мероприятий, однако в Минском и Могилевском отделениях еще не приступили к их реализации.
Еще один важный момент, на который обратил внимание начальник службы, – устранение повреждений колесных пар, полученных при роспуске вагонов с сортировочных горок, методом обточки. Это ведет к сокращению среднего срока службы колесной пары вдвое, что, в свою очередь, обуславливает дополнительные расходы, связанные с необходимостью ее капитального ремонта. Предотвращение же образования односторонних ползунов даст значительную экономию средств.
Александр Архипенко особо подчеркнул, что повысить качество плановых видов ремонта грузовых вагонов и снизить затраты на их проведение возможно за счет оснащения вагонных депо современным оборудованием, позволяющим механизировать и автоматизировать технологические процессы. Также он подробно остановился на вопросе продления срока службы грузовых вагонов, их модернизации.
Участники заседания в целом поддержали позицию службы вагонного хозяйства по основным вопросам, обратив особое внимание на качество ремонтов, а также планирования ремонтных программ с учетом востребованности определенных видов подвижного состава. Были заслушаны содоклады представителей служб перевозок, грузовой работы и внешнеэкономической деятельности. Финансово-экономической службе и главному экономисту магистрали начальник дороги Владимир Морозов поручил провести анализ повышения доходности перевозок грузов через использование инвентарного парка.
О совершенствовании диспетчерского управления движением поездов с учетом оснащения участков Белорусской железной дороги устройствами диспетчерской централизации проинформировал заместитель начальника профильной службы Алексей Макриденко. Он рассказал, что внедрение на магистрали ДЦ «Неман» позволило сформировать укрупненные диспетчерские участки и сократить их общее количество с 32 до 27, а в перспективе предполагается довести до 21. Такая цифра легла в основу инвестиционного проекта «Развитие Центра управления перевозками».
В настоящее время в ЦУПе в новых границах сформировано 10 поездных диспетчерских участков, оборудованных ДЦ «Неман». Круглосуточно или в определенном режиме на диспетчерском управлении работает 103 станции, 1 разъезд и 2 путевых поста. Алексей Макриденко обратил особое внимание на экономический эффект, получаемый за счет сокращения эксплуатационных затрат. Он также рассказал об этапах развития диспетчерского управления (информационно-справочном, прогнозном и управляющем), отметив, что первый на Белорусской магистрали пока еще не завершен. Алексей Борисович подчеркнул, что дальнейшее становление автоматизированного центра управления перевозками и совершенствование диспетчерского управления движением поездов возможно только при условии оборудования всех участков дороги диспетчерской централизацией. Ознакомил коллег с планом внедрения ДЦ «Неман». Заслушав информацию, начальник дороги отметил особую важность данной темы для стратегии развития магистрали. Он дал поручение причастным службам до октября этого года рассмотреть ход реализации представленного плана и, в случае необходимости, подготовить предложения по его корректировке.

Инга МИНДАЛЁВА