Пути семьи – одна дорога

В этой семье уже несколько поколений профессию железнодорожника предпочитают всем другим.

Трудовая династия Петруновых – это четыре поколения железнодорожников, три из них работали в локомотивном депо Молодечно. Их общий стаж на стальной магистрали – более 100 лет. Подробнее с историей своей семьи нас познакомил младший ее представитель Алексей.

Путеец Мирон

Начало династии положил Мирон Петрунов. Он родился в конце XIX столетия в Тульской губернии.
– Насколько мы знаем, прадед трудился путевым рабочим, – рассказывает Алексей. – Сколько лет он отдал стальной магистрали, остается загадкой. Мой отец говорил, что видел деда Мирона где-то в середине 50-х. Тот приезжал навестить сына и внуков. Это был крепкий, коренастый мужчина, с усами, как у Семена Буденного. Из его шестерых детей один сын связал жизнь с железной дорогой.

Машинист Иван Петрунов

Машинист Иван

Иван Миронович – представитель второго поколения. Родился он в 1914 году в деревне Кетище Тульской губернии. В конце 30-х во время прохождения срочной службы участвовал в военном конфликте на Халхин-Голе. Совершил 20 прыжков с парашютом. Однако с небом свое будущее не связал, а выучился на машиниста паровоза и устроился в депо Люблино Московской железной дороги.
– Во время Великой Отечественной войны дед Иван принимал участие в обороне Москвы. Он управлял паровозами серии ФД, а позже трофейными, – продолжает рассказ Алексей. – Награжден медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». Имел звание техника-лейтенанта тяги.
В 1943 году дед вступил в ряды КПСС. В Молодечно он прибыл в 1944-м в составе восстановительной паровозной колонны, которая первой пришла в разрушенный железнодорожный узел. Вместе с коллегами восстанавливал пути для движения поездов.
Многие из тех людей остались работать в депо, некоторые даже стали основоположниками локомотивных династий.
После войны Иван Петрунов остался работать машинистом в паровозном депо Молодечно. Он ездил на Полоцк, Гудогай, Лиду. Более 40 лет железнодорожник отдал стальной магистрали, из них более 30 – локомотивному депо Молодечно.
– Интересно, что в жены дед взял русскую девушку. Бабушка была родом из Новосибирска. Ее родители приехали на белорусскую землю после революции. Обосновались они в деревне Засковичи Молодечненского района, недалеко от одноименного остановочного пункта.
С 12 лет моя бабушка подрабатывала у местного пана в деревне Лебедево, – вспоминает Алексей. – Повзрослев, трудилась на скорой помощи младшей медсестрой. Они вырастили троих детей – Николая, Владимира и Галину. Старший сын с детства грезил дорогой.

Николай Петрунов в молодости

Мастер Николай

Неудивительно, что Николай, представитель третьего поколения, выбрал профессию железнодорожника.
– Отец родился в Засковичах в 1948 году. Он рос среди железнодорожников, и о стальной магистрали слышал с детства, – продолжает рассказ Алексей. – После окончания средней школы и службы в армии папа с отличием окончил Гомельскую дортехшколу и получил специальность помощника машиниста паровоза и тепловоза. В 1970-м устроился в локомотивное де-по, где тогда еще работал его отец.
Правда, мечта Николая Петрунова – встать за правое крыло – так и осталась несбыточной: из-за травмы он был вынужден пойти в ремонтный цех. Начинал слесарем на участке ТО-2, затем трудился бригадиром, позже мастером, старшим мастером. В середине 80-х Николай Иванович заочно окончил Молодечненский политехникум, отделение электрооборудования промышленных предприятий.

Николай Петрунов и сегодня, находясь на заслуженном отдыхе, живет железной дорогой

– Он ремонтировал тепловозы, эта работа стала его призванием, – рассказывает об отце Алексей. – 42 года и 7 месяцев Николай Петрунов трудился в локомотивном депо Молодечно. В его наградной копилке множество грамот и благодарностей. Он был ответственным, дисциплинированным, опытным специалистом. Хорошим наставником для молодежи. Отца до сих пор вспоминают на предприятии. В августе 2012-го он ушел на заслуженный отдых. Но и сегодня живет железной дорогой. От корки до корки перечитывает отраслевую газету, интересуется новостями депо, судьбой своих коллег. Даже во сне часто видит магистраль и тепловозы.

Старший мастер Алексей

– Во времена моего детства (в 80-е годы XX века) на месте нынешней узловой базы топлива была база запаса паровозов. И мы, местные мальчишки, часто играли возле этих огромных машин. В основном все – дети железнодорожников, – начинает рассказ Алексей. – Мы могли подолгу с интересом смотреть на паровозы. А каким счастьем было посидеть в них, потрогать разные детали, дать свисток! Каждый из нас представлял себя машинистом…
С ремонтными цехами нас познакомили отцы или деды. В семьях всегда говорили о работе. Все это запало мне в душу еще с малых лет, и я не сомневался, что продолжу дело деда и отца – свяжу свою жизнь с локомотивным депо… Мне всегда было интересно узнать, как устроен локомотив, хотелось разобрать его, изучить детали. Уже 18 лет я тружусь на магистрали.
К стремлению сына пойти в железнодорожники отец отнесся с осторожностью.
– Он говорил, что дорога – это строгая дисциплина и большая ответственность. Но я не испугался трудностей, – рассказывает Алексей. – Да и разве мог я свернуть с проторенной дороги? Конечно, теперь отец гордится тем, что я продолжил его дело. При встрече нам всегда есть о чем поговорить и, безусловно, главная тема – железная дорога.

Алексей Петрунов

С апреля 1999 года Алексей трудится в локомотивном депо Молодечно. Начинал слесарем по ремонту подвижного состава. После окончания Молодечненского политехникума его перевели сменным бригадиром на участок ТО-2, а позже мастером на участок ТО-3, ТР-1.
– Мне очень повезло. Когда пришел в депо, первыми наставниками стали опытные мастера, люди, знающие свое дело от «а» до «я». Они открыли для меня много нового и интересного, – говорит Алексей. – Конечно же, помогал отец, который как раз работал в цехе ремонта на участке ТО-2 по обслуживанию локомотивов.
Затем Алексей заочно окончил филиал Московского института железнодорожного транспорта в Смоленске. Получив диплом инженера путей сообщения по специализации «локомотивы», стал старшим мастером участков ТО-2, ТО-3, ТР-1, а также возглавил добровольную пожарную дружину депо. Алексей неоднократно становился на предприятии лучшим по профессии, был призером отделенческого конкурса, награжден Почетной грамотой Белорусской железной дороги. В его подчинении 50 человек. За год его команда осуществляет около 6 тыс. комплексов технического обслуживания тепловозов и дизель-поездов.
– Очень многое в работе зависит от коллектива. Мне в этом плане повезло. Есть опытные специалисты, отменные мастера, люди, любящие и знающие свое дело.
Алексей верит, что на их династическом железнодорожном древе появится еще одна веточка. В его семье подрастает сын Иван, которому всего полтора года. Даже глядя на проходящий состав, малыш приходит в восторг.
– Конечно, хотелось бы, чтобы наша династия продолжалась, – признается Алексей. – Станет ли сын железнодорожником, покажет время. Но сила семейных традиций дает веру в это.

Анна
МЕРКУШЕВИЧ

Яндекс.Метрика