В кружеве металла
Мастер цеха по формированию пассажирских поездов Гомельского вагонного участка Геннадий Гайков собрал большую коллекцию подстаканников. Среди сотни экземпляров нет и двух одинаковых, у каждого – своя уникальная история.
– Считалось, что до революции в России дамам позволялось пить чай только из фарфоровых чашек, а мужчинам из стекла, – рассказывает коллекционер. – А попробуй удержи стеклянный стакан с кипятком! Так что подстаканник – исключительно мужской аксессуар. На рубеже XVIII – XIX веков они были настоящим произведением искусства – образцами художественного литья. Их делали на небольших заводах. В Советской России подстаканник стал своеобразным зеркалом всего происходящего, эпохальных свершений. Они тогда выпускались как тематическими сериями, так и отдельными экземплярами, отражающими важные события политической и культурной жизни.
По сюжетам, отштампованным на металлических боках, можно изучать историю железных дорог и даже отдельных государств. Часто на подстаканниках появлялись узнаваемые объекты архитектуры, пейзажи.
Запуск космического спутника, первый полет человека в космос, берег озера Байкал, здание МГУ, разводные мосты Санкт-Петербурга – все это можно подробно рассмотреть на экспонатах коллекции Геннадия Гайкова.
Для украшения использовали различный орнамент, символику. Невозможно оторвать взгляд от витых узоров из алюминия, нержавеющей стали, латуни, мельхиора, серебра, расписанных под хохлому, покрытых эмалью или позолотой.
Тематика некоторых изображений связана с литературой, русским фольклором (Хозяйка медной горы, Царь Салтан и т. д.).
Особый интерес вызывают и «нестандартные» экземпляры. К примеру, в подстаканник «Армудный» из Франции вставляется стакан с непривычным для нас объемом 150 мл. Есть в коллекции даже «подбутыльник», сделанный для шампанского. В 1967 году они были созданы специально для ресторана «Седьмое небо», расположенного в Останкинской телебашне. Но ее амплитудные колебания оказались слабыми и «подбутыльники» не пригодились, зато порадовали коллекционеров.
«Чтобы пополнить собрание юбилейными экземплярами, которые выпускались в ограниченном количестве, пришлось даже «поохотиться» за ними на просторах Интернета», – признается Геннадий Леонидович. Но есть изделия, которые словно ждали встречи с коллекционером. Например, один из самых необычных подстаканников попал к Гайкову случайно.
Его сестра живет в одном из старых домов Гомеля, расположенных по улице Циолковского. Он был построен в 1890 году и куплен начальником железнодорожной станции Салтановка Павлом Семёновым для своих дочерей.
– При разборе старых вещей сестра и обнаружила неказистый почерневший от времени подстаканник, – рассказывает Геннадий Леонидович. – Вначале решили, что это один из современных новоделов. Но после его очистки и реставрации выяснилось, что находке почти сто лет, и выпущена она еще при Николае II. Определить возраст помогло выбитое снизу клеймо с цифрами «84». Такую систему пломбирования серебра применяли до 20-х годов прошлого века.
Геннадий Гайков – коллекционер-исследователь со стажем, состоит в Гомельском городском клубе коллекционеров «Юнона» и все свободное время посвящает любимому увлечению – изучению истории и коллекционированию. Более 15 лет он собирает антикварные вещи, реставрирует и дарит им вторую жизнь.
В его коллекции более тысячи экспонатов по 30 различным направлениям: филателия, фалеристика (коллекционирование орденов, медалей, значков, любых нагрудных знаков), нумизматика, бонистика (бумажных денежных знаков)… Но особо его интересуют раритеты с железнодорожной историей. В отдельном шкафу хранятся марки с изображением объектов стальной магистрали, специализированная литература, нагрудные знаки и отраслевые награды, документы, редкие фотографии, железнодорожная форма, керосиновые фонари, счетные и билетопечатающие устройства и много других экспонатов.
– И это не предел, – с уверенностью говорит собеседник. – Зная о моем увлечении, коллеги и друзья активно участвуют в пополнении коллекции. К примеру, документы Либаво-Роменской и Полесских железных дорог, датируемые 1916-м и 1917 годами, мне предложил знакомый коллекционер из клуба.
Увлечение не мешает Геннадию Гайкову оставаться замечательным семьянином (он – отец семерых детей) и отличным работником. В этом году его труд отмечен нагрудным знаком «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» III степени.
В Гомельском вагонном участке он работает 30 лет. На предприятие, в то время в Дирекцию по обслуживанию пассажиров, пришел в 1987 году после окончания железнодорожного училища. Начинал слесарем по ремонту внутреннего оборудования, затем трудился бригадиром по формированию пассажирских поездов, диспетчером, мастером цеха по ремонту внутреннего оборудования. Заочно окончил БелГУТ. С 2010 года работает мастером смены в цехе по формированию пассажирских поездов, руководит маневровой работой и продолжает пополнять коллекцию.
К слову, она на домашних полках не пылится, не лежит, а путешествует по музеям Гомельской области. По назначению применяются и подстаканники: коллекционер и его домочадцы пользуются ими ежедневно и у каждого есть свой, любимый.
Лидия СЕРГЕЕВА