Одна судьба – одна дорога

Несколько поколений насчитывает железнодорожная династия Кондрацких-Лобажевичей. Ее представители трудились и трудятся в разных хозяйствах стальной магистрали Беларуси.

Первым железнодорожником в этой семье стал Дмитрий Гантюк, который родился в конце XIX века и трудился кондуктором грузовых поездов на станции Витебск еще в царской России. Он воспитал пятерых детей. Пожалуй, это все, что известно потомкам о нем. Правнучка Елена Лобажевич рассказывает, что в годы Великой Отечественной войны во время бомбардировок был уничтожен его дом, из-за чего с женой они перебрались в Оршу.

Эдуард Иосифович Кондрацкий

Здесь еще до войны с семьей обосновалась их дочь Татьяна, муж которой – Эдуард Кондрацкий – был путевым рабочим на станции Орша-Западная. После службы в Красной армии он работал в райкассе на станции Витебск. В июне 1934 года его направили в Воронеж на курсы плановиков-экономистов на базе одного из институтов НКПС. После их окончания Эдуард Иосифович начал работать в Витебском ОРСе. В 1937-м перевелся в Оршанское отделение движения, где трудился до июля 1941 года. Затем был ревизором отдела учета Управления Западной магистрали по Витебскому отделению, а до гитлеровской оккупации эвакуировался в Оренбургскую область. В августе по приказу наркома НКПС его направили в организацию «Мостстройпуть», которая строила станцию Столбовая в Свердловской области, а затем железнодорожные пути в Тюмени. В январе 1942-го Эдуард Иосифович ушел на фронт. Спустя полгода в районе города Россошь его батарея попала в окружение, а старшину Кондрацкого взяли в плен. Вернуться в ряды армии он смог только в 1945-м, а спустя год возвратился домой. После войны Эдуард Иосифович долгое время работал главным бухгалтером Оршанского техникума железнодорожного транспорта. Из архивов этого учебного заведения его потомки совсем недавно и узнали эти немногочисленные сведения о своем предке. Ведь своему сыну Альберту, родившемуся накануне Великой Отечественной, о военном прошлом отец практически ничего не рассказывал. Альберт Эдуардович запомнил его серьезным и аккуратным, в строгом костюме с нарукавниками, которые в то время носили бухгалтеры. Детство мальчика пришлось на годы войны. Вместе с другими мальчишками он много времени проводил в лесу, искал боеприпасы и не раз встречал партизан.
– Возможно, ему приходилось видеть и Константина Заслонова, когда тот еще был в Оршанском подполье. Ведь семья жила в районе станции Орша-Западная, – предполагает дочь Елена.

Альберт Эдуардович Кондрацкий

Выросший в железнодорожном городе, Альберт поступил в местный отраслевой техникум. После его окончания в 1955-м первым местом работы стала станция Тихорецк Октябрьской магистрали. Затем была служба в армии: парня отправили во Владивосток, в морскую авиацию. На родину вернулся уже не один – с невестой Марией. Она родом из Новосибирска, работала в воинской части. Свадьбу молодые сыграли в Орше. Супруги вырастили сына и дочь. Воспитанные в особой атмосфере, где существовал, в хорошем смысле слова, культ железной дороги, дети после окончания школы, как и отец, выбрали отраслевой техникум.
– Это вполне закономерно, – отмечает Елена Альбертовна. – К профессии отца, которым мы очень гордились, всегда относились с уважением. Когда он отдыхал перед очередной сменой, в доме все ходили на цыпочках. Вместе с братом мы любили бывать у него на посту ЭЦ станции и очень прониклись спецификой его работы. Сначала отец был дежурным по парку, потом по станции Орша-Центральная, затем маневровым диспетчером. Работал в 1-й комсомольской смене станции. Он награжден орденом Трудового Красного Знамени, знаком «Почетному железнодорожнику».
Елена, как и отец, окончила оршанский техникум по специальности «организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте». А ее брат Владимир стал строителем. Первым местом работы Елены была станция Помыслище, а в начале 1980-х ее пригласили на станцию Минск-Пассажирский на должность дежурного по отправлению. Девушка взаимодействовала с локомотивными бригадами – машинистами и их помощниками. С одним из них – Владимиром Лобажевичем – позже она связала свою жизнь.
– Наша свадьба была по-настоящему железнодорожной, эксклюзивной, – вспоминает Елена Альбертовна. – Свидетель – помощник машиниста, свидетельница – дежурный по станции. Роспись была в Орше, откуда всей компанией поехали в Минск в последнем вагоне электрички.

Елена Альбертовна Лобажевич с сыном Романом

Я – в свадебном платье, Володя – в красивом строгом костюме. На столичном вокзале нас встречали с музыкой, как пассажиров фирменного поезда.
После рождения сына, а потом и дочери Елена не могла выходить в ночные смены, поэтому на время пришлось сменить род деятельности: сначала она работала в инкассации кассово-билетных аппаратов, затем перешла в отраслевой детский сад. Когда дети подросли и пошли в школу, появилась возможность вернуться на прежнюю работу. Елена Альбертовна стала дежурным по парку на станции Минск-Сортировочный. Среди ее обязанностей – выдача машинистам поездных документов и предупреждений перед рейсом, закрепление подвижного состава тормозными башмаками, вес которых, кстати, 7 кг. Делать это необходимо десятки раз в день в любую погоду. Словом, работу эту не назовешь легкой. Но Елена Альбертовна никогда не боялась трудностей, ведь вокруг, уверена она, больше хорошего, чем плохого.
Такое позитивное отношение к жизни старалась передать детям. Дочь Дарья выбрала профессию журналиста и сейчас работает спортивным обозревателем республиканской газеты «Звязда». А вот сын Роман с малых лет был влюблен в железную дорогу. Во многом благодаря отцу – машинисту электровоза. У него на работе Рома бывал не раз, особенно любил находиться в кабине локомотива. После 10 лет пошел на Детскую железную дорогу имени К. С. Заслонова, занятия на которой окончательно сформировали профессиональный выбор.
После 9 классов молодой человек поступил в столичный колледж железнодорожного транспорта, где освоил специальность помощника машиниста электровоза и тепловоза. Распределение получил в знакомое с детства депо. За правое крыло электровоза Роман встал спустя четыре года.
К тому времени он уже оканчивал МИИТ. Машинистом в грузовой колонне проработал три года, потом столько же в пассажирском движении, освоил все серии электровозов, которые эксплуатируются в депо, а локомотивы ЭП20 и ЧС8 – в числе первых машинистов. Роман был делегатом Третьего слета машинистов Белорусской. С 2015 года он – машинист-инструктор столичного локомотивного депо. Вместе с женой Ириной воспитывает дочь Алисию. Девочка еще маленькая, но, кто знает, возможно, она продолжит династию…

Ольга
ОРЛОВА
Фото автора и из семейного архива Лобажевичей

Яндекс.Метрика