Ставка – на профилактику

На дороге необходимо принять дополнительные меры по улучшению условий и охраны труда.

За период действия особого режима по охране труда руководителям организаций для устранения нарушений было выдано 397 предписаний, актов и справок. К дисциплинарной ответственности привлечено 15 работников, 1016 человек полностью или частично лишены премиальных доплат, 288 направлены на внеочередную проверку знаний по вопросам охраны труда, один освобожден от занимаемой должности.

Такое заключение было сделано на основании анализа деятельности отрасли в текущем году, проведенного профильной службой Управления Белорусской магистрали.
– В июле завершился срок действия особого режима по охране труда. Результаты показали, что не все руководители отнеслись к данному мероприятию ответственно, – прокомментировал начальник службы охраны труда и промышленной безопасности Юрий Гимро. – Об этом свидетельствуют нарушения, выявленные нами в ходе мониторинга работы предприятий Брестского узла, локомотивного хозяйства и хозяйства пути. Отмечу, что недостатки, как правило, носят системный характер и для их упреждения в первую очередь необходимо обеспечить надлежащий контроль за персоналом при выполнении работниками своих обязанностей.
Также было изъято 348 талонов-предупреждений. Данная мера, по словам начальника службы, является действенным методом профилактики несчастных случаев на производстве, способствует повышению личной ответственности работников. Однако зачастую руководители организаций не в полной мере осознают ее эффективность.
Как показал анализ, за 7 месяцев на дороге произошло 10 несчастных случаев на производстве, из них 1 – со смертельным исходом и 6 с тяжелым. Основными причинами стали личная неосторожность пострадавших, нарушения ими требований охраны труда, дорожно-транспортное происшествие (не по вине работников дороги).
Наиболее травмоопасными в текущем году оказались следующие профессии: монтер пути, монтажник связи – спайщик, электромонтажник СЦБ, мастер участка, старший электромеханик, помощник машиниста тепловоза, слесарь-ремонтник, механизатор комплексной бригады, машинист грузоподъемного крана (восстановительного поезда), слесарь по ремонту подвижного состава и водитель автомобиля. При этом чаще всего несчастные случаи происходили с опытными работниками в возрасте 25 – 35 лет и 45 – 55.
– Человек с большим опытом зачастую чрезмерно уверен в своих действиях, – подчеркнул Юрий Гимро. – Переоценивая уровень своего профессионализма, работник начинает игнорировать требования охраны труда и технологической дисциплины, что приводит к трагедии.
Руководителям на местах нужно обратить на эти вопросы особое внимание. В целях профилактики несчастных случаев на производстве необходимо повсеместно внедрить использование материалов видеозаписи с регистрационных устройств, установленных на железнодорожном подвижном составе, для усиления контроля за работающими на путях.
– На Белорусской магистрали налажена комплексная работа по улучшению условий и охраны труда, – отметил Юрий Александрович. – Например, в Гомельском отделении уже завершилась опытная эксплуатация хлопчатобумажных костюмов для работников массовых профессий в летний период. Отмечу, что данный вид спецодежды получил самые положительные отзывы от железнодорожников. В Барановичском отделении сейчас тестируют современные сигнальные жилеты для работников дороги в летний период, а также специальные шумоизолирующие наушники для защиты машинистов и их помощников от воздействия вредных производственных факторов. Их опробуют в локомотивном депо Лунинец. При подтверждении положительных результатов мы будем рекомендовать данные виды спецодежды и средства индивидуальной защиты для широкого применения на магистрали.
С начала года на дороге приведено в соответствие с требованиями санитарно-гигиенических нормативов 40 рабочих мест, на которых занято 50 железнодорожников, квалификацию по вопросам охраны труда повысили 1813 человек. Было организовано 20 тематических семинаров. Количество рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями снизилось на 699. Однако резервы для активизации деятельности в этом направлении еще есть. Каждый несчастный случай на производстве свидетельствует о недоработках на конкретном предприятии в вопросах профилактики нарушений трудовой и технологической дисциплины, а также отсутствии должного контроля со стороны руководства.

Инга
МИНДАЛЁВА