Спас – от слова «спаситель»
Вместе с природными дарами каждый год август дарит нам замечательные праздники: Медовый, Яблочный и Ореховый Спас.
В церковном календаре все они связаны с Иисусом Христом и его деяниями. Хотя в народном понимании это скорее праздник земледельческого календаря, знаменующий созревание зерновых культур, овощей, фруктов и других даров земли.
Медовый Спас (14 августа)
С его наступлением, как правило, появляются мед и мак. Пасечники приступают к сбору урожая, но прежде чем лакомиться сладким золотом, нужно освятить его в церкви. Хозяйки на Медовый Спас по традиции готовят блины с медом, пекут булки, хлеб с маком. Существовало поверье, что первая ложка освященного в церкви меда имеет важное значение: кто ее съедал, загадывал желание, которое обязательно сбывалось.
В церквях также освящают воду, мак, цветы, различные травы, которые становятся оберегом в доме. Букеты из бархатцев, георгин, астр, гвоздик, барвинка и различных трав, в которых обязательно должны быть спелые головки мака, называют в народе «маковейчиками». Каждый цветок в такой композиции имеет свое значение. После освящения их хранят за иконами, а весной разбрасывают по огороду.
В этот день верующие усердно молились, ибо считалось, что именно на Медовый Спас все грехи прощаются. Запрещалось ссориться, ругаться, находиться в плохом расположении духа, желать зла другим людям.
Медовый спас также знаменует начало Успенского поста продолжительностью две недели, который по важности не уступает Великому.
Яблочный Спас (19 августа)
В этот день православные празднуют Преображение Господне. По преданиям, во время молитвы на горе Фавор на Христа сошло сияние с небес, и его одежды стали белоснежными. Произошло соединение человеческой и божественной сущности Христа, и ученики впервые увидели его как Сына Божия. Этот праздник Преображения Господня символизирует преображение человека по образу и подобию Бога. Считается, что на людей в этот день снисходит божие благословение. Верующие устремляются в церковь: исповедуются и причащаются. По народному календарю Яблочный Спас совпадает с проводами лета. Наши предки заметили, что именно с этого дня начинает холодать, что свидетельствует о приближении осени. Начинается сбор урожая в садах, и по традиции в этот день в церковь несут корзины с яблоками, виноградом и другими плодами, ягодами. Из освященных фруктов делают начинку для пирогов и булок, а из ягод – варенье и джемы. По погоде этого дня судили, какими будут осень и начало зимы: солнечный день предвещал ясный и морозный январь, а дожди обещали снежную зиму.
Ореховый или Хлебный Спас (29 августа)
Он приходит на следующий день после празднования Успения Пресвятой Богородицы.
С приходом третьего Спаса осень полностью вступает в свои права. Вызревают орехи, заканчивается уборка зерновых и печется первый каравай из муки нового урожая. Хлеб и орехи относят в храм для освящения, а потом едят всей семьей. Традиция хранить остатки первого каравая в холщовой тряпочке за иконой сохранилась в некоторых селах и по сей день. Люди таким образом «приманивают» в дом благополучие, оберегают семейство от голода.
В этот день было принято дарить символические подарки родственникам, друзьям и коллегам – орехи, булочки, испеченные своими руками, или холщовые полотенца – изделия из ткани тоже имеют непосредственное отношение к этому празднику. Ведь у третьего Спаса есть еще одно название – Спас на холстах, или Холщовый Спас. По преданию, к Иисусу пришел художник, посланец князя Эдесского, и попросил разрешения запечатлеть Его, чтобы его изображение помогло исцелить больного владыку Эдессы. Однако у живописца не получалось написать образ Спасителя. Тогда Христос умылся, вытер лицо холстиной, и на ней отчетливо проступили его черты. Этот кусок ткани отнесли князю, тот быстро излечился, а чудотворная материя стала реликвией.
С третьим Спасом также связано много примет. К примеру, в этот день освящают колодцы, чтобы вода в них не иссякала. Если находят два сросшихся ореха, то левой рукой их укладывают в кошелек, привлекая денежную удачу.