Команда молодости нашей
В стрелковой команде на станции Барановичи Брестского отряда Военизированной охраны как дорогая реликвия хранится памятный альбом. На старых, пожелтевших от времени страницах, – снимки ветеранов. Среди них есть и фото Зои Михайловны Рубан, Галины Ивановны Езерской и Нины Захаровны Быковской.
Они и сегодня частые гости в коллективе. А личный состав стрелковой команды называет их не иначе, как «наш золотой фонд». И с уважением прислушивается к их советам. Ведь для этих женщин честь и доблесть – не просто слова, а образ жизни и девиз службы.
Держать марку
27 апреля 1977 года Зоя Рубан считает одним из самых счастливых дней в жизни – в ее трудовой книжке появилась новая запись: «Принята старшим стрелком в стрелково-пожарную команду станции Барановичи Брестского отряда Военизированной охраны». С того момента прошло не одно десятилетие. Зоя Михайловна давно на заслуженном отдыхе, но годы службы и молодости до сих пор живут в ее памяти. На протяжении многих лет работа для ветерана заключалась в одном слове – ответственность. Зоя Рубан исполняла обязанности помощника начальника караула: отправляла на посты стрелков, выдавала оружие, обрабатывала информацию об охраняемых грузах.
– В 70-е годы со станции Степянка в направлении Бреста шло очень много полувагонов с техникой. Иногда за смену приходилось оформлять тысячи сопроводительных документов. Муж потом надо мной подтрунивал: вот, мол, где жена каллиграфический почерк выработала, – рассказывает Зоя Михайловна.
Самые волнующие моменты трудовой биографии, по словам моей собеседницы, связаны с выездами пожарного поезда, который в то время был в составе команды. Она признается: в тушении не участвовала, но когда отправляла ребят, руки-ноги тряслись. Впрочем, вспоминает Зоя Михайловна, сопереживание и дружеская поддержка всегда присутствовали в коллективе. Особенно тепло она отзывается о начальнике смены Анатолии Пискуне, под началом которого трудилась семь лет. И признается: Платонович поставил дело так, что работать спустя рукава было стыдно.
Караульная и разъездная
Галину Езерскую в стрелково-пожарную команду на станции Барановичи привела сама судьба. А она у Галины Ивановны была нелегкой. Отец, участник Великой Отечественной, умер рано, мама-инвалид одна воспитывала двух дочерей. Среднее образование Галя получила в интернате в Ляховичах. после школы работала на швейной фабрике, потом на базе потребсоюза. В пожарно-стрелковую команду ее взяли по рекомендации сестры, которая к тому времени уже работала в Брестском отряде ВОХРа.
– Начинала дежурным по связи, потом стала помощником начальника караула. но самый значительный отрезок стажа – более 15 лет – у меня связан со служебным собаководством. У вожатых был очень удобный график – два дня через два, а у меня трое детей, – рассказывает Галина Ивановна.
По словам собеседницы, в работе с четверолапыми охранниками самое главное – терпение, труд и любовь.
– Конечно, сейчас в питомнике созданы более комфортные условия. Когда я только начинала, вольеры были старые, а о специальной кухне даже речи не шло, – делится воспоминаниями Галина Езерская.
Клички своих питомцев она до сих пор хорошо помнит: Лада, Крафт, Шейна. У каждого – своя служба: у кого-то караульная, у кого-то разъездная. «В то время, – говорит Галина Ивановна, – собаки часто сопровождали грузы без человека. Животное привязывали на платформу с грузом, и пес ехал до пункта назначения, где его забирали сотрудники ВОХРа. Однажды вышел курьез с немецкой овчаркой по кличке Алый. Сотрудник, который должен быть снять собаку в Барановичах, заболел, а больше пес к себе никого не подпускал. пришлось спешно вызывать этого стрелка и догонять поезд в Орше».
Сюрприз от «деда»
Нина Быковская в стрелково-пожарную команду на станции Барановичи пришла, когда ей было чуть за двадцать. До этого трудилась смазчиком в вагонном депо. Работа, конечно, не женская, но в те годы выбирать девушке без образования не приходилось. Знакомый подсказал, что в стрелковую команду набирают женщин. И Нина пошла. Первую смену она и сейчас вспоминает с улыбкой. Начальник караула Петр Струпенев, показав ей рабочее место, срочно ушел в парк.
– Ушел и …пропал. Сижу, реву: смена ночная, а я одна. Благо, перед этим ребята объяснили, что входит в мои обязанности. Так и отдежурила, – рассказывает Нина Захаровна.
Женщины в команде занимались в основном оформлением документов, вспоминает моя собеседница. На линию не выходили. Но однажды Нине Захаровне все же пришлось проверять вагоны с грузом.
– Это было в 1995 году. я уже работала в пункте коммерческого осмотра станции Барановичи-Центральные. Срочно нужно было проверить две цистерны с метанолом, а никого из ребят не было. Сделала все по инструкции: посмотрела, нет ли течи, проконтролировала сохранность пломб. Начала спускаться и вижу, как к вагонам сломя голову мчатся начальник команды Викентий Примщиц и начальник смены Александр Томашук. Оказалось, я под мышкой держала рацию. она включилась, и мои ахи и охи – а высоты боюсь жутко – слышала вся смена.
В коллективе все ребята ценили шутки и розыгрыши. К примеру, однажды перед новогодними праздниками начальство решило проверить работу караулов: нарядили в костюм Деда Мороза одного из сотрудников и отправили на объекты. Нетрудно представить, какой сюрприз от этого «деда» ждал бы недобросовестную охрану! Но его задержали на первом же посту у локомотивного депо – для выяснения личности и причины нахождения на охраняемой территории. Особенно удивились стрелки, когда, в соответствии с инструкцией, им пришлось снять с Деда Мороза «камуфляж». А вот подарки в мешке оказались настоящие. Так что радость была обоюдной: руководство осталось довольно действиями подчиненных, а последние – этой инициативой.
Александр МАЗУРА