Январь
Ср
27
2021

Применять – обязательно!

Второго августа вступили в действие технические регламенты Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТР ТС 001/2011), «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» (ТР ТС 002/2011), «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011).

– Эти документы обязательны для применения, – подчеркнул начальник службы стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством Управления Белорусской магистрали Владимир Фролов. – Они устанавливают требования безопасности и правила подтверждения соответствия, при выполнении которых обеспечивается доступ на рынок Таможенного союза/ЕАЭС.
Область распространения первого из них – разрабатываемый (модернизируемый), изготовляемый железнодорожный подвижной состав и его части, выпускаемые в обращение для использования на железнодорожных путях общего и необщего пользования шириной колеи 1520 мм на территории ТС со скоростями движения до 200 км/ч включительно. К ним относятся локомотивы, моторвагонный подвижной состав и его вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги, грузовые вагоны, специальный железнодорожный подвижной состав.
Технический регламент ТС 002/2011 распространяется на высокоскоростной железнодорожный транспорт и его инфраструктуру.
К сфере применения ТР ТС 003/2011 относится инфраструктура железнодорожного транспорта, в том числе общего и необщего пользования. Она включает в себя такие подсистемы, как железнодорожный путь, железнодорожное электроснабжение, железнодорожная автоматика и телемеханика, железнодорожная электросвязь, их составные части и элементы, а также станционные здания, сооружения и устройства.

Для подтверждения соответствия ТР ТС железнодорожная продукция должна пройти процедуру обязательной сертификации и быть замаркирована единым знаком обращения на рынке ЕАЭС (знак ЕАС).

Как пояснил руководитель службы, в ТР ТС установлены перечни объектов технического регулирования, подлежащих сертификации (в приложениях №2 и №3 ТР ТС 001/2011, №3 ТР ТС 003/2011), а также декларированию соответствия (в приложениях №4 и №5 ТР ТС 001/2011, №4 ТР ТС 003/2011). Выпуск в обращение продукции, включенной в названные приложения, возможен только при наличии сертификата соответствия (или декларации о соответствии) требованиям ТР ТС.
Заявителем на сертификацию (декларирование соответствия) может выступать зарегистрированное на территории государств-членов ЕАЭС юридическое лицо (физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя), которое является изготовителем либо продавцом продукции. При этом заявитель вправе обращаться в любой выбранный им орган по сертификации (испытательную лабораторию), независимо от места его расположения. Основное условие – организация должна быть внесена в Единый реестр ЕЭК.
Перечни стандартов, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований ТР ТС, и Перечни стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний), измерений, необходимые для применения и исполнения требований ТР ТС, утверждены решением комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 710. Сегодня в данный документ внесены три изменения. Они касаются содержания Перечней взаимо-
связанных стандартов (решения Коллегии ЕЭК от 03.02.2015 г. №11, от 07.06.2016 г. №62 и от 14.03.2017 г. № 29).
– Разработка стандартов, взаимосвязанных с ТР ТС, и внесение изменений в Перечни стандартов будут продолжены, –
заверил Владимир Фролов. – Также осуществляется подготовка пакета изменений к техническим регламентам в рамках профильных рабочих групп.

В настоящее время в нашей стране аккредитованы на проведение работ по подтверждению соответствия требованиям ТР ТС в области железнодорожного транспорта и внесены в Единый Реестр пять органов по сертификации: Белорусский государственный университет транспорта, Белорусский национальный технический университет, Железнодорожный центр сертификации и испытаний, Белорусский государственный технологический университет, предприятие «Стройтехнорм», а также 15 испытательных лабораторий (центров).

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований ТР ТС осуществляет Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь.
С учетом требований ТР ТС и норм подраздела «техническое регулирование», закрепленных в Договоре о ЕАЭС от 29.05.2014 г., приведены в соответствие и вступили в силу 30 июля 2017 года Законы Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» и «Об оценке соответствия и аккредитации органов по оценке соответствия». Они базируются на международных соглашениях по устранению технических барьеров в торговле, учитывают принципы стандартизации и подходы к техрегулированию в Европейском союзе.
В свою очередь Белорусской железной дорогой приведены в соответствие с ТР ТС Закон Республики Беларусь от 06.01.1999 г. № 237-З «О железнодорожном транспорте» (в редакции от 31.12.2014 г.), Правила технической эксплуатации железной дороги в Республике Беларусь (утверждены постановлением Министерства транспорта и коммуникаций от 25.11.2015 г. № 52), а также другие нормативно-правовые акты.
– В связи с изменением системы технического регулирования в нашей стране на магистрали утвержден и введен в действие с 30.07.2017 г. стандарт организации СТП БЧ 50.005-2017 «Организация работ по техническому нормированию и стандартизации на Белорусской железной дороге. Основные положения», – обратил внимание Владимир Анатольевич.
Он также уточнил, что ознакомиться с актуальной информацией по вопросам технического регулирования, метрологии и оценки соответствия можно на сайтах Госстандарта, ЕЭК и Белорусской железной дороги. А для работников стальной магистрали обеспечен доступ к данным, размещенным на сайте службы стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством (nsms.rw).

Инга МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика