Апрель
Вс
11
2021

Сын своего отца

Человек чести – так коротко характеризуют ветерана Калинковичской дистанции пути Владимира Змушко те, кто давно его знает.

– У меня был пример для подражания – мой отец, – отмечает собеседник. – Его главный принцип «научись уважать людей, и тогда будут уважать тебя» я пронес через всю жизнь.
Отцом Владимир Афанасьевич гордится, может рассказывать о нем часами. Уроженец деревни Рудня Горбовичская Калинковичского района, Афанасий Васильевич был человеком мужественным, трудолюбивым. Войну прошел в составе 101-й гаубично-артиллерийской бригады, воевал на Брянском, Воронежском, 1-м, 2-м и 4-м Украинских фронтах, участвовал в освобождении Орла, Курска, Киева. За проявленный в боях героизм награжден двумя орденами – Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалью «За отвагу». Отличился и в мирные годы: за многолетний добросовестный труд в составе полеводческой бригады колхоза «Свет Ильича» ему было присвоено почетное звание «Заслуженный работник сельского хозяйства БССР».
Отец хотел, чтобы сын Владимир пошел по его стопам. Поэтому в 1952 году после окончания семилетки юноша пришел к председателю колхоза «Свет Ильича» Владимиру Зарецкому интересоваться работой. Тот сходу спросил: «Водителем хочешь стать?» Подросток кивнул, на что услышал: «Поработай маленько в бригаде, а на следующий год отправим на водительские курсы». Слово Владимир Яковлевич сдержал: в 1954-м парень получил и права, и грузовую машину.
После службы в армии Владимир в колхоз не вернулся: знакомый подсказал, что в Калинковичскую дистанцию пути набирают работников. Поделился планами с отцом, тот лишь обронил: «Твоя жизнь, ты и решай». Но с паспортом помог, упросил председателя колхоза отпустить сына. Так, с марта 1960-го по январь 1998-го Владимир Афанасьевич трудился на одном железнодорожном предприятии. Начинал помощником механика дефектоскопной тележки, а после окончания Ленинградской дортехшколы стал механиком-наладчиком. В любую погоду и время года отправлялся с дефектоскопом ДС-13 в направлениях Калинковичи – Житковичи и Калинковичи – Толкачевский определять износ пути, поломки и трещины.
– Рельсы в послевоенные годы находились в аварийном состоянии, а потому проблемы встречались часто. Приходилось останавливать движение, вызывать ремонтную бригаду. Это нарушало график, что особенно не нравилось машинистам, – вспоминает ветеран. – Во второй год работы неподалеку от Клинска обнаружил на рельсе в двух местах трещину. Отколовшийся кусок остался в моих руках, а в это время из-за поворота аккурат показался поезд. Побежал ему навстречу, махая руками машинисту, тот заметил меня, остановился.
В коллективе дистанции пути Владимира Афанасьевича знали, как ответственного и старательного работника. Подтверждение тому – многочисленные записи в трудовой о награждениях и поощрениях: за успешное выполнение прогнозных показателей, за победу в соцсоревновании, за внедрение рацпредложений. В общем, сын своего отца.
Когда подошло время делать фотографию к материалу, Владимир Афанасьевич меня остановил: «Сейчас моего ангела-хранителя позовем. Если бы не она, не выкарабкался б я после инсульта». Ангел-хранитель –
это супруга Ольга Степановна, с которой они расписались в 1969 году. Владимир Афанасьевич признается, что полюбил свою Олечку за добрый характер. Супруги воспитали достойных сыновей: Сергей – подполковник в отставке, Дмитрий – инженер-химик Мозырского нефтеперерабатывающего завода. Подрастают на радость дедушке и бабушке внуки Евгений и Арина.

Татьяна ЗУБЕЦ

Яндекс.Метрика