Оперативно и точно
Аналитический склад ума, внимательность, добросовестное отношение к работе помогли заместителю начальника отдела статистики Могилевского отделения Александру Чепелевичу стать высококлассным специалистом, заслужить уважение руководства и коллег.
Впрочем, добрых слов достойны все сотрудники отдела.
– Наш общий повседневный кропотливый труд порой остается в тени, но имеет большое значение для стальной магистрали, – уверен Александр Александрович (на фото справа). – точные и оперативные статистические данные позволяют руководителям всех уровней осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование, повышая эффективность работы.
Сектор статистического учета и отчетности в Могилевском отделении появился еще в 1958-м. За это время его название не раз менялось, однако главные задачи оставались прежними – сбор, обработка и анализ данных о работе отделения и его предприятий.
Отдел статистики по праву можно назвать мощным информационным центром отделения: сюда поступают сведения об эффективности перевозочного процесса, использовании подвижного состава, соотношении производительности труда, заработной платы и численности работающих, техническом состоянии инфраструктуры, выполнении графика и расписания движения поездов, работе станций, расходе топливно-энергетических ресурсов, инвестициях. После анализа систематизированные данные предоставляются в органы государственной статистики, Управление магистрали, руководству отделения и другим специалистам.
– Одно из главных требований к отделу – оперативность, – говорит Александр Александрович. – Все собранные данные должны быть обработаны в максимально короткий срок, чтобы руководители, в случае необходимости, могли сразу же принимать правильные и обоснованные управленческие решения. Поэтому мы тесно взаимодействуем с экономистами, бухгалтерами, инженерами и другими специалистами предприятий. От их профессионализма и внимательности во многом зависит качество итоговой статистической информации.
Кроме того, специалисты отдела проводят анализ графика исполненного движения поездов всех категорий в границах отделения. График движения поездов – организующая и технологическая основа, регламентирующая работу всех подразделений по обеспечению ритмичности и безопасности перевозок, поэтому его оперативный анализ очень важен.
Железную дорогу Александр Чепелевич выбрал осознанно. С отличием окончил брестский отраслевой техникум, заочно учился в БелГУТе, получил диплом инженера. Первый профессиональный опыт приобрел на станции Осиповичи-1, где был сигналистом, дежурным по парку, дежурным по станции. Трудился поездным диспетчером в отделе перевозок. А несколько лет назад нашел свое призвание в статистике. В должности заместителя начальника профильного отдела он работает пятый год.
– Это только на первый взгляд может показаться, что цифры скучны и неинтересны, – продолжает мой собеседник. – На самом деле они содержат немало информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия – своего рода цифровая азбука. К тому же отрасль постоянно развивается – в статистике внедряются современные технологии. Изучать их весьма увлекательно.
Так, в 2013 году в рамках единой информационной системы государственной статистики Республики Беларусь Могилевское отделение одним из первых перешло на предоставление отчетов с использованием АРМ «Респондент». Благодаря этому исчезла необходимость в предоставлении данных в бумажном виде – все сведения вносятся в программу, которая их обрабатывает и систематизирует.
В железнодорожной статистике также применяются различные информационные системы (ИОММ, ИАС ПУРГП, ЕК ИСУФР), использование которых в технологии сбора и обработки ведомственной и статистической отчетности позволяет получать информацию оперативно, а за счет внедрения автоматизированных режимов контроля на стадии заполнения электронных таблиц – максимально исключить возможность ошибок.
В последние годы модернизируется инфраструктура, повышаются скорости в пассажирском сообщении, обновляется подвижной состав, развивается рынок транспортно-экспедиционной деятельности и логистики, внедряются современные информационные технологии. Все это требует новых решений в разработке показателей эффективности деятельности отрасли и усиления роли статистического анализа производственных процессов. В нынешнем году на Белорусской железной дороге началось внедрение автоматизированной системы пономерного расчета показателей использования вагонов грузового парка с распределением по принадлежности к железнодорожным администрациям и собственникам вагонов. Она позволит рассчитывать показатели, определять эффективность использования подвижного состава дифференцированно по выбранному признаку.
Андрей ИВУТЬ