Январь
Ср
27
2021

Янтарный край Тевтонского ордена

В очередном увлекательном путешествии побывал наш внештатный автор, начальник производственно-технического отдела Бобруйской дистанции пути Дмитрий Сельков. Часть своего отпуска он провел в Калининградской области и охотно делится впечатлениями с читателями «Железнодорожника…».

Двухъярусный мост

«Идею посетить этот анклав России в Европе я вынашивал несколько лет. Давно мечтал пройти по следам рыцарей Тевтонского ордена, посетить знаменитые замки, увидеть незамерзающий порт и узнать историю Восточной Пруссии в деталях. Добираться к месту назначения на сей раз решил воздушным транспортом. Полет на высоте около 8 тыс. метров, Google мaps онлайн – и плавное приземление в аэропорту Храброво. 20 километров от воздушной гавани до города аэроэкспресс преодолевает за считанные минуты.
Калининград встречает разнообразием архитектурных форм, узкими, вымощенными брусчаткой улочками, аллеями, черепичными крышами домов. Возле Южного вокзала (станция Калининград-Пассажирский) находится музей железнодорожной техники. Признаться, его экспозиция во многом уступает аналогичным в нашей стране – в Бресте и Барановичах.
Общая протяженность стальной магистрали в регионе составляет 1800 км. После Великой Отечественной войны территория нынешней Калининградской области вошла в состав бывшего СССР. Многие местные железнодорожные линии, особенно те, которые вели в соседнюю Польшу, были разобраны. Остальные «перешили» на ширину колеи 1520 мм. Калининградское отделение дороги периодически бывало частью Литовских железных дорог (с 1946 по 1953 годы и с 1956 по 1963 годы). Между двумя этими периодами – в составе Балтийской. С 1963 года и уже вплоть до распада Советского Союза относилось к Прибалтийским железным дорогам. Один из участков «узкой» колеи 1435 мм сохранился до наших дней. До недавнего времени по нему курсировал поезд Калининград – Гдыня – Берлин. два электрифицированных направления приспособлены под пригородное сообщение.
Одним из символов Калининграда является построенный в готическом стиле кафедральный собор на острове Канта. Здесь можно насладиться чарующими звуками старинного органа стоимостью около двух миллионов долларов!
Пройдя по Медовому мосту, попадаешь в излюбленное место отдыха горожан и туристов – этнографический и торговый комплекс «Рыбная деревня», стилизованный под старую Пруссию. Рекомендую посетить и расположенный неподалеку Музей Мирового океана, где можно окунуться в мир морской флоры и фауны.

Домик Мюнхгаузена

Кстати, Медовый мост в жаркие дни действительно источает аромат меда! Если верить легенде, 300 лет назад один из торговцев разлил на нем огромную бочку с лакомством, которым и пропитались конструкции.
В черте города – Литовский вал. Комплекс оборонительных укреплений XVII века, обрамленный когда-то водным каналом, включает в себя многочисленные фортификационные сооружения: казематы, бастионы, казармы… Если начать прогулку от Закхаймских ворот, то можно увидеть редюит, посетить одну из выставок в Королевских воротах, сфотографироваться у бастиона Обертайх, насладиться мощью Росгартенских ворот и вскоре оказаться у Верхнего пруда. Ухоженная набережная, изящные фонари, скамейки так и приглашают задержаться здесь подольше. Кстати, одним из спонсоров благоустройства этого места стало ОАО «РЖД»! Что неудивительно, ведь Калининград по праву считается и городом железнодорожников.
Здесь же распахнул свои двери Музей янтаря. На противоположной стороне озера находится парк с перевернутым домом – еще одним излюбленным местом для селфи.

«Высота Эфа»

Областной центр стоит на судоходной реке Преголя, которая впадает в Калиниградский залив. Арендовав катер, отправляемся на вечернюю водную прогулку. Капитан со знанием дела рассказывает, как после войны восстанавливались мосты и как сегодня корабли входят в порт. У ансамбля «Пионерам промыслового порта» на набережной Петра Великого установлен памятник Николаю Чудотворцу – покровителю моряков.
Проплывая мимо кораблей Морского музея, узнаем, что научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев» и сейчас обеспечивает связь с Международной космической станцией, а экспедиция во главе с судном «Витязь» открыла миру глубину Марианской впадины, что зафиксировано в Книге рекордов Гиннеса.
Больше всего меня заинтересовал, конечно же, старинный немецкий двухъярусный мост, верхняя часть которого предназначена для железнодорожного транспорта, а нижняя – для пешеходов и машин. В 20-е годы прошлого столетия он был поворотным, но после разрушения средней опоры пролет сделали подъемным. Этот механизм функционирует до сих пор.
А вот и сказочный домик барона Мюнхгаузена у Высокого моста. Кстати, исторический факт: барон ночевал здесь, а из-за своего высокого роста спал, высунув ноги в окно, и утопил огромный сапог.
Знаменитый Калининградский зоопарк, множество скверов и памятников, величественный храм Александра Невского, площадь Победы, бункер генерала Отто фон Ляша, музей имени Иммануила Канта, основоположника немецкой классической философии, который родился и умер в Кёнигсберге – в городе есть на что посмотреть. Сейчас здесь готовятся к чемпионату мира по футболу 2018 года: ремонтируют дороги, аэропорт, строят новый футбольный стадион на острове Октябрьский.

Мост Королевы Луизы

Слегка устав от городской суеты, отправляемся в Балтийск. Погуляв по пляжу и увидев корабли Балтийского флота, памятники Петру I и женщине с ребенком, взбираемся на мол. Огромные волны разбиваются о бетонные волнорезы и обдают туристов прохладными брызгами. Эмоции не передаваемые!
Приятным открытием стал и национальный парк «Куршская коса», включенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Длина косы составляет 98 км. Посередине проходит граница с Литвой. Расположение косы и ее рельеф уникальны. С одной стороны она омывается пресноводным Куршским заливом, с другой – солеными водами Балтийского моря. Сплошная полоса песчаных белых дюн – излюбленное место отдыха гостей янтарного края. Обрамленная природным валом, коса имеет свой уникальный климат. И если в городе идут дожди, то здесь может быть вполне хорошая погода.
туристам доступны пешая прогулка по заповедным местам Королевского бора, где никогда не вырубались деревья, орнитологическая станция «Фрингилла», где кольцуют и изучают пернатых, «Высота Эфа» – смотровая площадка, откуда можно насладиться видами песчаных дюн, озеро Лебедь, «Высота Мюллера», «Танцующий лес», поселок Рыбачий – всего и не перечесть. На электричках и автобусах везде не успеть, пришлось взять авто на прокат. Благо, стоимость аренды оказалась доступной. На четырехколесном транспорте добрались и до средневековых замков.
В XIII веке на территории Калининградской области располагалось государство, образованное рыцарями Тевтонского ордена. Воинственные крестоносцы отвоевали у пруссов их земли вместе с сетью средневековых замков и начали строить собственные укрепления. Всего насчитывается около 40 сохранившихся сооружений тех времен.

«Рыбная деревня»

Руины Бальги являются одними из самых удивительных на побережье Балтики. Высокий обрывистый берег, вековые деревья… Замок Бранденбург, отождествлявший мощь Тевтонского ордена, был построен в 1266 году и пережил множество нападений. В замке Вальдау 27 мая 1697 года, проезжая через Восточную Пруссию, останавливался Петр I, а полуразрушенный замок Рагнит в городе Неман и сейчас поражает размерами и толщиной стен. Это самое большое из подобных сооружений в регионе. Когда-то он был главным форпостом Тевтонского ордена на севере. Замок Георгенбург находится на территории современного Черняховска, где расположен знаменитый на весь мир конный завод.
Стоит упомянуть и о замке Тапиау в Гвардейске, который очень хорошо сохранился и в настоящее время используется в качестве тюрьмы.
В Нессельбеке разместились современный отель и ресторан. Его внешний вид напоминает подлинный тевтонский замок. При отеле есть музей ордена. Одна из экспозиций посвящена средневековым пыткам.
Поездка в Калининградскую область зарядила меня энергией и подарила яркие впечатления. А внушительный фотоальбом долго будет напоминать об этом путешествии!».

Яндекс.Метрика