Ноябрь
Пн
30
2020

Мастерство плюс фантазия

«Когда я приступаю к работе, испытываю невероятный эмоциональный подъем, моя душа наполняется радостью и счастьем», – с этих слов начинает рассказ о любимом занятии руководитель народной студии резьбы по дереву Культурно-спортивного центра Минского отделения Юрий Головизнин.

В юности он увлекался чеканкой по металлу, фотографией, флористикой, фалеристикой (коллекционированием значков). Позже заинтересовался резьбой по дереву – освоил это непростое искусство самостоятельно, по книгам. Да так успешно, что в 1993 году был принят в Союз мастеров народного творчества Беларуси.
Большинство работ Юрия Викторовича – предметы домашнего обихода, которые помимо эстетической нагрузки обладают и утилитарной функцией. Разделочные доски, солонки, всевозможные емкости для пищевых продуктов, шкатулки, гребни и даже полочки под телефон – всего не перечесть.
– Когда немного овладел техникой, сделал себе столовые приборы (ложку, вилку и тарелку), поначалу только ими и пользовался во время еды, – вспоминает собеседник. – Вообще, дерево – отличный материал. Например, соль в такой солонке (даже открытой) не сыреет.
Инструменты для творчества Юрий Викторович в основном изготавливает сам. Сегодня у него их более полусотни. Один комплект хранит дома, второй – в студии, третий – в деревенском доме, который купил несколько лет назад. Обычно, где вдохновение посетит, там мастер и принимается за дело.
Большое значение, по его словам, имеет порода дерева. Например, для посуды лучше использовать более мягкие сорта: липу, осину, ольху. Последняя мастеру особенно по сердцу: «Покроешь ее маслом или лаком, и она становится розовой. За это свойство ольху еще называют белорусским красным деревом». Если же предполагается механическая обработка (например, на токарном станке), желательно взять твердую древесину (березу, дуб, можжевельник).
Выбирая тему для следующего изделия, мастер, как правило, учитывает возможности конкретного материала. Но иногда идея меняется уже в процессе реализации. «Бывает, приступаешь к работе с деревом, а оно вдруг начинает тебя вести, подсказывать, как лучше сделать. И тут главное – услышать», – рассказывает собеседник.
Особая тема – заготовка материала. Это долгий процесс и торопиться здесь нельзя. Иначе могут ухудшиться механические и физические свойства древесины. Каждый резчик старается собрать свою «поленницу», самостоятельно сушит материал, раскалывает, подготавливает к резьбе.
– Чтобы сохранить дерево, надо дать ему полежать где-то под навесом, на сквозняке минимум пару лет, – делится секретами Юрий Головизнин. – В давние времена его могли оставлять даже на 10 – 12 лет, прежде чем использовать.
Опытный мастер берет в расчет и возраст дерева. Молодое – крепче, старое – более рыхлое. Из тонкого ствола можно вырезать ложку или вазочку, а из широкого, например, разделочную доску.
Юрий Головизнин хорошо помнит свою первую коллекцию изделий, представленных на соискание звания «народного мастера». Это были небольшого размера ложки, гребешки для волос и мелкие сосуды-солонки. Все – с геометрическим орнаментом.
Каждые три года Юрий и его студия, где занимаются увлеченные резьбой по дереву минские школьники, подтверждает почетное звание «народная». Для этого обязательно создаются новые работы, как правило, объединенные одной общей темой. Например, тарелки, шкатулки, кухонные наборы или сундучки. В этом году Головизнин впечатлил комиссию удивительной бижутерией и неразъемными конструкциями-головоломками.
– В нашей студии мы поддерживаем и развиваем народные традиции, – отмечает он. – В частности, стараемся не использовать электроинструмент, все делаем вручную, как наши предки.
Юрий Викторович – постоянный участник различных конкурсов и выставок декоративно-прикладного искусства. На дорожном фестивале «Ярмарка фантазий» он занял второе место в своей номинации. Но с работами мастер расстается неохотно – и неудивительно, ведь каждая несет в себе частичку его души. Зато родных и близких он часто балует подарками. Особенно повезло его двум внукам и внучке, которые могут похвастаться эксклюзивными деревянными игрушками, созданными дедушкой специально для них.
Тем, кто решил приобщиться к искусству резьбы по дереву, мастер советует, во-первых, найти хорошего учителя, чтобы меньше допускать типичных ошибок новичков. А во-вторых, – запастись терпением, потому что это долгий тяжелый мужской труд.

Яндекс.Метрика