В помощниках – опыт и знания

В этом году в локомотивном депо Брест успешно выдержали экзамены на право управления подвижным составом 15 помощников машиниста. Кроме того, 12 машинистов повысили свою квалификацию.

Машинист тепловоза Александр Гук и машинист-инструктор Сергей Новицкий

Представители этих профессий всегда на виду. На них лежит огромная ответственность за жизнь пассажиров и сохранность перевозимых грузов. Чтобы трудиться успешно, локомотивная бригада должна иметь хороший практический опыт и высокий уровень подготовки.
– Любые достижения в работе железнодорожного транспорта можно перечеркнуть растерянностью или невнимательностью в рейсе машиниста или его помощника, – считает заместитель начальника локомотивного депо Брест Сергей Скибицкий. – Именно поэтому мы большое внимание уделяем качественной подготовке локомотивных бригад, знанию устройств и характеристик подвижного состава, правил технической эксплуатации и инструкций. От грамотных действий наших работников в нестандартных ситуациях во многом зависит обеспечение безопасности движения поездов.
Ежегодно около 20 помощников брестского депо отправляются осваивать профессию машиниста в учебные подразделения Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров. Они учатся в Барановичах или Гомеле в зависимости от того, на каком подвижном составе будут трудиться. При отборе претендентов учитывается также их стаж в качестве помощника.
– По истечении двух лет работы помощник машиниста может рассматриваться нами как кандидат для дальнейшего обучения, – говорит Сергей Болеславович. – При отборе во внимание принимаются личностные качества человека, уровень его знаний, профессиональные навыки. После обучения на курсах молодежь продолжает подготовку на предприятии.
При этом важная роль отводится наставникам. Один из таких опытных специалистов – машинист-инструктор Сергей Новицкий. В своей практической деятельности он применяет разные приемы и способы обучения.
– Два раза в неделю мы проводим технические занятия с локомотивными бригадами, – рассказывает Сергей Геннадьевич. – В том числе и с использованием автоматизированной компьютерной программы «Единая система контроля и проверки знаний работников локомотивных бригад». Также на предприятии есть действующий макет-тренажер тепловоза М62, с помощью которого проходят практические занятия и отрабатываются действия, как при реальной поездке. Макет данного тепловоза представлен неслучайно – наше депо специализируется на локомотивах именно этой серии. Благодаря ему помощники машиниста оттачивают свое мастерство, учатся на своих ошибках – они сразу заметны на схеме.
После подготовки у своих наставников помощники машиниста сдают экзамены в депо, там присутствуют начальник предприятия, его заместитель по эксплуатации и машинисты-инструкторы. Успешно пройденные испытания – и молодой человек на один шаг ближе к своей мечте встать за правое крыло локомотива. Однако ему еще необходимо совершить шесть дублерских поездок вместе с машинистом-инструктором, который выдает заключение о пригодности к работе.
– Уровень подготовки помощников на базе депо достаточно высокий. как правило, с первого раза успешно сдают экзамен около 80% из них, – продолжает Сергей Скибицкий. – Если кому-то не повезло, предоставляем время на дополнительную подготовку. После успешного прохождения испытаний человек еще около месяца практикуется на маневровой работе при локомотивном депо на тепловозах М62, 2М62, ЧМЭ3. И только потом приступает к самостоятельному труду в маневровом или грузовом движении.

Машинист тепловоза Артем Дульский — один из лучших представителей своей профессии

С сентября этого года помощник Александр Гук стал машинистом. В настоящий момент он работает на тепловозе ЧМЭ3 на станции Брест-Северный вместе со своим помощником Евгением Билицким. Коллеги понимают друг друга с полуслова.
– Во время работы могут возникнуть различные ситуации, главное – не растеряться, сохранять выдержку, выполнять необходимые действия, – отвечает Александр Гук. – Помогают знания и опыт, ведь я на предприятии уже шесть лет.
После окончания Брестского лицея железнодорожного транспорта он начинал помощником в грузовом и вывозном движении на тепловозах М62 и 2ТЭ10. Потом трудился в пассажирском на локомотивах ТЭП60, ТЭП70. На магистраль Александр пришел неслучайно – его дедушка Николай Степанович – почетный железнодорожник – работал составителем поездов на станции Брест-Северный. В депо Брест трудится машинистом его дядя Анатолий Ярошук, с которого молодой человек берет пример.
В настоящее время в локомотивном депо Брест на всех видах тяги задействованы 172 помощника и 255 машинистов (из них 11 награждены знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 километров» и 15 знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 километров»). За последние пять лет на предприятии подготовлены 80 машинистов, многие из которых уже «доросли» до второго класса.
– К нам приходят выпускники учебных заведений. чтобы они стали машинистами, необходимо минимум пять лет, – говорит Сергей Скибицкий. – А это большой труд. В первую очередь человек должен сам быть заинтересован в продвижении по служебной лестнице. И, надо сказать, молодежь активно стремится к знаниям. В текущем году в связи с ростом объемов работы на локомотивных бригадах лежит особая ответственность. С 1 сентября у нас добавились вакансии 5 машинистов и 6 помощников. В течение этого месяца необходимо еще пять человек подготовить к управлению локомотивами.
На предприятии постоянно происходит смена поколений – опытные машинисты уходят на пенсию, их дело продолжают другие. Расширить свой кругозор и повысить мастерство локомотивным бригадам помогает участие в конкурсах «Лучший по профессии». К примеру, в этом году помощник машиниста электровоза Сергей Гольчук занял первое место в своей номинации. А нынешним летом машинист маневрового тепловоза Артем Дульский побывал на конкурсе «Лучший работник Дирекции тяги», который проводился в ОАО «РЖД».

Юрий ФЕДОРЕНКО

Яндекс.Метрика