Звено большого пути

Белорусская железная дорога 16 сентября открыла движение поездов на электровозной тяге на направлении Молодечно – Гудогай – Кяна. Менее чем за два года на участке магистрали протяженностью более 80 км обновили инфраструктуру и создали условия для повышения привлекательности перевозки грузов и пассажиров.

Церемония открытия движения прошла на станции Пруды Минского отделения. В ней приняли участие заместитель премьер-министра Беларуси Анатолий Калинин, министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак, Чрезвычайный и Полномочный Посол Литовской Республики в Республике Беларусь Андрюс Пулокас, начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов, заместитель генерального директора АО «Литовские железные дороги» Геримантас Баканас, генеральный директор Китайской компании по экспорту и импорту электрооборудования (CUEC) Ван Цзиньсун, а также руководители территориальных органов государственного управления, предприятий системы Минэнерго и строительных организаций нашей страны.

Самое современное

За час до этого исторического события заместитель премьер-министра Беларуси Анатолий Калинин вместе с другими официальными лицами ознакомился с материально-технической базой и организацией работы дежурного пункта контактной сети и подстанции «Пруды тяговая». Этот объект был возведен в кратчайшие сроки, оснащен самым современным оборудованием. Наряду с аналогичным комплексом в Ошмянах он играет важную роль в обеспечении перевозок по электрифицированному участку от Молодечно до госграницы.
Начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов доложил о выполнении поручений главы государства по электрификации Белорусской магистрали и результатах работы дороги за 8 месяцев нынешнего года. Начальник службы электрификации и электроснабжения Виталий Кононцов проинформировал о реализации инвестиционного проекта «Электрификация направления Молодечно – Гудогай – госграница» и о готовности объекта к промышленной эксплуатации.
После ознакомления с работой подстанции участники мероприятия побывали на выставке специальной железнодорожной техники, разместившейся на 8-м пути станции Пруды. Там же были представлены и новейшие электровозы БКГ1 и БКГ2.

Совместный успех

– Прошло менее двух лет с момента установки на станции Пруды первой опоры контактной сети. И я с гордостью хочу сказать об успешном завершении электрификации направления Минск – Вильнюс, – заявил Владимир Морозов на церемонии, организованной на первой платформе станции Пруды.
Он отметил, что впервые в новейшей истории нашей страны железнодорожными администрациями Беларуси и Литвы осуществлен проект по электрификации участков железных дорог в международном сообщении. Это результат согласованных действий и яркий пример плодотворного сотрудничества с литовскими коллегами.
В Беларуси соответствующие работы выполнили на участке протяженностью 84 км, а в Литве – 27 км (от госграницы до Новой Вильни). Реализация этого проекта стала финальным этапом электрификации всего белорусского участка IX Общеевропейского транспортного коридора.
– Электрификация направлений Молодечно – Гудогай – госграница и Осиповичи – Жлобин – Гомель, а это 277 км, направлена, прежде всего, на повышение конкурентоспособности Белорусской железной дороги и транзитной привлекательности страны, – отметил Владимир Михайлович. – В основе нашей экономики – развитие грузовых перевозок.

Эффект инноваций

С введением в эксплуатацию участка Молодечно – Гудогай – госграница, как ожидается, доля грузов, перевозимых по электрифицированным линиям Белорусской железной дороги, возрастет с 40 до 60%.
– В основе проекта – его экономическая эффективность, уменьшение экологической нагрузки на окружающую среду, повышение качества транспортного обслуживания пассажиров, – акцентировал внимание Владимир Морозов.
Планируется, что снижение себестоимости перевозок составит 10 – 15%, что позволит повысить конкурентоспособность тарифов на данном направлении. Ожидается почти на 4% снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от общего объема по дороге, на 16,5% – шумовой и вибрационной нагрузки.
Использование инновационного подвижного состава на электрифицированных участках повышает скорость и комфорт транспортного сообщения, влияет на эффективность экономических связей и мобильность населения, сокращает время нахождения в пути, снижает транспортную усталость пассажиров.

Надежно и эффективно

– Глава государства и правительство уделяют большое внимание развитию инфраструктуры, – заявил на церемонии заместитель премьер-министра Беларуси Анатолий Калинин. – Инфраструктура всегда идет впереди, создает условия для развития всех отраслей. Мы видим, что Белорусская железная дорога успешно осуществляет свои проекты, демонстрирует наилучшие технологические, экономические результаты, снижает затраты, повышает эффективность.
По его образному сравнению, стальная магистраль работает четко, как швейцарские часы. В основе этого – высокая технологическая и производственная дисциплина.
Дорога обновляет инфраструктуру, закупает современный подвижной состав и тем самым создает хороший задел на будущее. Реализация проекта по электрификации сулит в перспективе ощутимую выгоду. Во-первых, по мнению Анатолия Калинина, улучшается связь с балтийскими портами. И это стимул для наращивания перевозок и товарооборота. Во-вторых, использование инновационного подвижного состава в перевозках очень важно с учетом планов проведения в Беларуси крупных международных спортивных мероприятий. Кроме того, развитие важнейших транспортных коридоров способствует укреплению экономических взаимоотношений Беларуси и Китая. Повышение комфортности и скорости доставки пассажиров важно для туристической привлекательности нашей страны.
– Реализация этого проекта – реальное воплощение стратегии развития транзитной инфраструктуры нашей республики, – отметил на церемонии министр транспорта и коммуникаций Беларуси Анатолий Сивак. – Я поздравляю коллектив Белорусской железной дороги с этим событием. Ваш труд был направлен на качественное и своевременное выполнение задач.
Он лично поблагодарил руководителей некоторых предприятий, внесших весомый вклад в общее дело.

Общими усилиями

В реализации проекта были задействованы многие предприятия стальной магистрали. Среди них – Институт «Белжелдорпроект», УП «Белтрансавтоматика»,
УП «Дорводоканал», УП «Путевая машинная станция № 71», структурные подразделения Минского отделения, ОАО «Дорстроймонтажтрест». Кроме того, свою лепту внесли специализированные отечественные организации: ОАО «Западэлектросетьстрой», ОАО «Электроцентрмонтаж», ПМК-3
ОАО «Белсельэлектросетьстрой», «ЖелдорТрансСтрой».
Электрификация данного участка осуществлялась совместно с Китайской компанией по экспорту и импорту электрооборудования (CUEC) при финансовой поддержке Экспортно-импортного банка Китая. Общий объем выполненных работ составил 72 млн. долларов.
Особенно важно отметить, что объем оказанных услуг, поставленного оборудования и материалов, выполненный белорусскими строительными организациями, составил 41 млн. долларов, или 57% от общего объема. А объем строительно-монтажных работ, выполненных белорусскими предприятиями, в целом по объекту – 97%.
– Проект электрификации участка Молодечно – Гудогай – госграница реализован в рамках стратегии «Один пояс – один путь», – отметил генеральный директор CUEC Ван Цзиньсун. – Эта часть Белорусской железной дороги – важное звено коридора на пути к побережью Балтийского моря. Завершение электрификации поможет повысить эффективность грузовых и пассажирских перевозок между Беларусью и соседними странами, а также между Китаем и Европой.
Компания CUEC представлена на белорусском рынке с 2008 года. Она участвовала в электрификации и других участков Белорусской стальной магистрали. Кроме того, CUEC поставила для Белорусской железной дороги электровозы серии БКГ1 и БКГ2. Сотрудничество может продолжиться и при электрификации очередного участка – Жлобин – Калинковичи – Барбаров. Данный проект предполагается реализовать в ближайшие годы.

Символ единства

– Этот проект нацелен на будущее, – высокую оценку дал посол Литвы в Беларуси Андрюс Пулокас. – Транспортная составляющая в наших отношениях играет несомненно важную роль. На самолете быстрее, на автомобиле, может быть, комфортнее, но на поезде – всегда вовремя и надежно.
По его словам, магистраль – кровеносная система экономики. Развитие инфраструктуры железной дороги влияет на весь «организм» страны.
– Мы соединили электрифицированными линиями две столицы – Вильнюс и Минск, – подчеркнул заместитель генерального директора АО «Литовские железные дороги» Геримантас Баканас. – Это лишь начало пути. Мы с гордостью и особой ответственностью перенимаем эстафету: продолжим электрификацию пути на участке от Вильнюса до Клайпедского порта.
К проектированию планируют приступить в нынешнем году. И в 2021-м открыть движение на электротяге до Клайпеды. Это позволит снизить себестоимость перевозок на данном направлении. Значительную выгоду получит и Беларусь, которая большую часть экспортных грузов отправляет по железной дороге в Клайпеду для дальнейшей доставки морским путем потребителям в различные регионы. Литовские железнодорожники рассчитывают обновить и подвижной состав – закупить электровозы и электропоезда.
Геримантас Баканас передал начальнику Белорусской магистрали Владимиру Морозову изящное дерево – работу, выполненную литовским мастером, с символичным названием «Труд сообща – труд к успеху».
– Дерево – символ жизни и развития, – пояснил он. – Надеюсь, что настоящее, живое дерево мы еще посадим тогда, когда будем вести по участку тысячный грузовой поезд.

Исторический момент

– Ввод в эксплуатацию электрифицированного участка Молодечно – Гудогай – госграница дает возможность совершенствовать организацию транспортного обслуживания жителей Гродненского и Минского регионов, в том числе Ошмян, Сморгони, Молодечно, Заславля, Минска и прилегающих к ним населенных пунктов, – сообщил Владимир Морозов. – С началом курсирования на данном участке электропоездов региональных линий экономкласса Белорусская железная дорога проведет изучение общественного мнения среди пассажиров по вопросам организации транспортного обслуживания.
Результаты опроса будут проанализированы и использованы при формировании нового графика движения поездов на 2017 – 2018 годы. Он вводится с 10 декабря.
Преимущества поездки на электропоезде пассажиры уже смогли оценить по достоинству. Теперь тем, кто следует по маршруту Минск – Гудогай, можно ежедневно добираться без пересадки в Молодечно.
Также совместно с АО «Литовские железные дороги» будет выработан дальнейший план действий по организации международного пассажирского сообщения в направлении Минск – Вильнюс.
…В финале церемонии, прошедшей в Прудах, официальные лица перерезали символическую красную ленту. И по пути проследовал состав с экспортными грузами Беларуси. На локомотиве разместили баннер на белорусском, китайском и литовском языках следующего содержания: «Першы грузавы цягнік на электравознай цязе на ўчастку Маладзечна – Гудагай – Кяна».
Напоминанием об этом историческом событии станет и памятная табличка, размещенная на здании станции. Она заняла место на фасаде рядом с другой, которую открыли 24 сентября 2015 года. Именно в этот день на станции Пруды дали старт проекту по электрификации пути.

Руслан
АНАНЬЕВ

Яндекс.Метрика