Ноябрь
Ср
25
2020

«Горжусь, что связала судьбу с магистралью»

В каждом железнодорожном узле Барановичского отделения есть немало зданий, спроектированных Ниной Кислач. Это и жилые дома, и объекты железнодорожной инфраструктуры. Магистрали Нина Константиновна посвятила более двух десятилетий.

Сегодня ей почти 80, но она по-прежнему бодра и активна, замечательная рукодельница и, кажется, умеет все – обновить надоевший предмет гардероба, внести вкусовую изюминку в привычное блюдо, оригинально украсив его.

Плюс безграничный оптимизм

Увлекается она и стихами: немало рифмованных строк Нина Константиновна посвятила стальной магистрали. Не раз железнодорожница становилась победительницей различных конкурсов, которые проводит клуб «Ветеран» Барановичского узла.
– На выставки урожая, к примеру, я оформляла миниатюрную альпийскую горку: составляла ее не только из овощей и фруктов, но и цветов, листьев. Свою презентацию сопровождала собственными стихами, и жюри всегда меня отмечало, – улыбается Нина Константиновна.
Но главное, чему можно поучиться у собеседницы, – ее безграничный оптимизм. И эту особенность ей удалось сохранить, несмотря на то, что судьба не щадила. Родилась Нина Кислач в 1938 году, в Барановичах. Отец был портным, мать трудилась кухаркой, прачкой и посудомойкой в состоятельных семьях. Своего жилья у них не было, приходилось снимать квартиру.
– 25 июня 1941 года немцы были уже в Барановичах, – рассказывает Нина Константиновна. – Нашей семье пришлось нелегко. Однажды вечером, когда я и младшая сестра уже спали, немцы ворвались в дом. Сестру не заметили, а мне в лицо выстрелили через подушку. Я чудом осталась жива. Воспалительные процессы продолжались в течение года, помимо этого, начались ежедневные приступы эпилепсии… Но мне суждено было жить.
Нина Кислач стала инвалидом детства. В послевоенные годы ее ждало новое испытание: репрессировали родителей. После доноса отца отправили за Урал, мать позже также арестовали, она отбывала наказание в Воркуте. Нину забрала к себе бабушка.
– Мамин брат не вернулся с войны, его троих детей воспитывала бабушка, я стала четвертой. Кушать было нечего. Кто-то из деревенских отдавал картофельные очистки. Бабушка из них готовила еду, – вспоминает Нина Константиновна.

Выбрать свой путь

В 1953 году родителей реабилитировали. Они вернулись в Барановичи. Нина Кислач к тому времени уже училась в школе. Окончила ее, к слову, с отличием.
– Поступать решила в политехнический институт, на архитектурное отделение строительного факультета, – говорит Нина Константиновна. – Отец настаивал на медицинском училище, но я мечтала получить высшее образование и решила сделать по-своему.
После окончания вуза Нина Кислач несколько лет трудилась в строительных организациях Барановичей и Гродно. В 1973 году пришла на Белорусскую железную дорогу.
– В Барановичах в механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ имелась вакансия инженера-строителя. Меня при приеме экзаменовала целая комиссия – начальник предприятия, главный инженер, председатель месткома, начальник отдела кадров, секретарь комсомольской организации… Но у меня к тому времени уже был внушительный опыт, поэтому в итоге приняли.
Должность была не из простых. Нина Константиновна выезжала на производственные участки, занималась проектированием новых зданий.
– На станции Свислочь, к примеру, где был наш участок погрузочно-разгрузочных работ, по моему проекту построены общежитие на 50 мест, 4-квартирный и 8-квартирный жилые дома. Мне приходилось выполнять функции и геолога, и архитектора, и проектировщика, – продолжает ветеран.

Оставить добрый след

Спустя несколько лет Нина Константиновна перешла в проектно-сметную группу при Барановичском отделении дороги. И там проработала до ухода на заслуженный отдых. По ее проектам строились жилые дома и общежития, посты ЭЦ, компрессорные, аккумуляторные и другие здания в Лунинце, Волковыске, Барановичах, Лиде, Гродно и на линейных станциях. Работала Нина Константиновна и в составе ревизионных комиссий. У нее немало профессиональных наград. Среди них – нагрудные знаки «Отличный работник Белорусской железной дороги», «Победитель социалистического соревнования», «Ударнику коммунистического труда».
– Я была строителем и проектировщиком, но главное – железнодорожником, – подытоживает Нина Кислач. – Горжусь, что большая часть моей трудовой биографии связана с магистралью, и я внесла свой вклад в ее развитие.

Елена КРАВЕЦ

Яндекс.Метрика