Старый новый экспонат

В комнате боевой и трудовой славы Оршанской дистанции пути – новый экспонат. Переносной кузнечный горн передали путейцы первого околотка.

Его использовали для разогрева небольших заготовок из металла перед ковкой, а также в других работах. В кустарных условиях мастер, работающий на кузнечном горне, разогревал его до 900 градусов.
– Раньше подобными установками пользовались многие путейцы, – рассказывает заместитель начальника дистанции по идеологичес-кой работе, кадрам и социальным вопросам и по совместительству – заведующий комнатой боевой и трудовой славы Анатолий Завадский. – Но прогресс не стоит на месте. Многие инструменты совершенствуются. А их «предки» занимают достойные места в музеях. У нас среди таких раритетов – образцы путевого шаблона, скоба для измерения рельсов, пресс для правки рельсов, ручной рельсорезный станок… Особо интересные экспонаты – мерная кружка и суфляж, которые использовались для точной дозировки песка и мелкого щебня при выправке
пути.

В запасниках более 800 экспонатов. Причем коллекция пополняется постоянно, в основном благодаря ветеранам дистанции пути. Они приносят в музей семейные реликвии: документы, старинную утварь и фотографии – все то, что десятилетиями железнодорожники передавали из поколения в поколение.

– Музей истории Оршанской дистанции пути был открыт 30 июня 2000 года к 75-летию образования предприятия. Спустя одиннадцать лет его переименовали в комнату боевой и трудовой славы. Сегодня это два помещения общей площадью 46 кв. метров. И в них – целая эпоха! – с гордостью рассказывает Анатолий Александрович.
Звон колокола переносит посетителей на пост дежурного по переезду. За столом – сам дежурный с телефонной трубкой в руке, рядом все необходимые инструменты для работы, а также сигнальные приспособления: фонарь, рожок, флажки, петарды… На вешалке в углу – шинели, которые железнодорожники носили в начале прошлого века. Напротив – печка, а в окошке видна стальная магистраль.
Благодаря умелым рукам мастеров дистанции воссоздан переезд на 542-м километре, который находится недалеко от деревни Хороброво, что на берегу реки Адров, и макет концентрационного лагеря – некоторые работники дистанции во время Великой Отечественной были его узниками.
– Вся экспозиция размещена по тематическим разделам и посвящена различным периодам деятельности предприятия – от его создания до наших дней, – продолжает Анатолий Завадский. – Мы постарались максимально разнообразить фонды, собрать ценные документы и фотографии, по которым можно писать историю дистанции.
Уникальные экспонаты, десятки редких фотографий, архивные материалы и сведения иллюстрируют историю развития железнодорожного транспорта, строительства участка Орша – Лепель, годы Великой Отечественной войны, восстановительного периода, содержат сведения о ветеранах труда и передовиках производства. Кроме того, здесь собрано множество предметов быта, которыми раньше пользовались оршанцы.
– У нас хранится и немало редких документов. Не только копий, но и подлинников.
К примеру, есть снимки железнодорожных станций на участке Орша – Лепель, сделанные 60 – 80 лет назад, – говорит Анатолий Александрович. – Во время экскурсий часто спрашивают, какой из экспонатов имеет особую ценность? Безусловно, однозначно ответить нельзя. Но я всегда показываю часть рельса 3М-Б 1877 года, извлеченного из пути на станции Орша.
Регулярно комнату боевой и трудовой славы Оршанской дистанции пути посещают учащиеся местного отраслевого колледжа, школ, работники предприятий железнодорожного узла, гости города. Кроме того, здесь существует традиция знакомить с экспозицией и профессией путейцев новичков, принятых на работу в дистанцию. Многие из них видят фотографии своих отцов, дедов и близких, посвятивших жизнь работе на железной дороге. Приятно, когда у посетителей остается хорошее впечатление. Это еще один повод для гордости.

Анна
МЕРКУШЕВИЧ

Яндекс.Метрика