От Орши до Владивостока

Оршанец Виктор Шамов трудится на железной дороге 40 лет. Проводником он объехал весь Советский Союз. А последние годы работает билетным кассиром.

– Я уже привык к тому, что пассажиры, не глянув в окошко, на автомате могут назвать меня «девушкой», – смеется Виктор Михайлович. – Правда, услышав мой бас, растерянно улыбаются и извиняются. Согласитесь, редко по ту сторону кассы можно увидеть мужчину. Некоторые целенаправленно идут покупать билет именно у меня. Многих пассажиров за годы работы знаю в лицо. И уже не спрашиваю, куда им нужны проездные документы. Бывает, что знакомые просто подходят поздороваться или издалека показывают, мол, сегодня едем в другом направлении.
«Железнодорожная история» Виктора Шамова началась еще в армии. Военнослужащих из Смоленска отправили на уборку урожая на целину, куда они добирались по стальной магистрали. В пути Виктор внимательно наблюдал за работой проводника. Парню стало настолько интересно, что он решил попробовать себя в этой профессии. В 1977 году Виктор Шамов устроился в Минский вагонный участок.
Пять лет отработал проводником на маршруте Орша – Донецк. Затем его перевели в туристический поезд.
– На каждые выходные разрабатывался новый маршрут – Киев, Санкт-Петербург, Москва, Новгород, Псков, прибалтийские республики и т. д. Объездили тогда весь Советский Союз. Неоднократно переправлялись через Керченский пролив: девять вагонов загоняли на паром, закрепляли и перевозили.
Позже Виктор Шамов перевелся на Московскую железную дорогу.
10 лет был проводником фирменного поезда «Россия» сообщением Москва – Владивосток, состоящего из 2-х вагонов СВ и 18 купейных. Причем некоторые были предназначены исключительно для иностранных гостей. К услугам пассажиров были три вагона-ресторана, душевые комнаты и даже видеосалон.
Почти двадцать тысяч километров туда и обратно. Шесть суток в одну сторону и столько же в другую. Полмесяца работа, потом – отдых. Такой график оказался очень удобным для молодого человека, ведь он успевал повидать семью, помочь супруге и решить все домашние вопросы.
– Незабываемые по красоте забайкальские пейзажи вижу во сне до сих пор. Участок от Слюдянки до Иркутска, где поезд петляет по серпантину в лесу и между гор, – неописуемой красоты зрелище, – вспоминает собеседник. – Смотришь вниз на Байкал, и дух захватывает. Озеро кажется таким крохотным.
После распада Советского Союза железнодорожник вернулся на Родину. Три года работал начальником поезда Орша – Брест, а позже ездил в прицепном вагоне на Мариуполь.
С закрытием Оршанского резерва проводников Виктор Шамов перешел в разъездные кассиры станции Орша. Позже освоил профессию приемосдатчика груза и багажа. Последние годы реализует билеты на поезда региональных линий экономкласса в направлении Кричева, Могилева, Лепеля, Витебска, Минска и Осиновки. За 12-часовую смену он успевает обслужить 1200 – 1300 пассажиров.
На железной дороге долгие годы работала и супруга Виктора Михайловича Зинаида Егоровна. С ней, к слову, они прожили в любви и согласии 39 лет. Вместе посадили сад, построили дом, воспитали сына. Свободное время проводят на приусадебном участке, где с удовольствием выращивают овощи и фрукты и ведут хозяйство.
Однако судьба преподносила Виктору не только приятные сюрпризы. Но он не сломался, выстоял, и по-прежнему остается солнечным человеком. Любит пошутить, рассказать к месту анекдот.
– Жизнь любит позитивных людей, поэтому я всегда говорю друзьям и знакомым: улыбайтесь, и все будет путем!

Анна МЕРКУШЕВИЧ

Яндекс.Метрика