В депо… на веломобиле

Целый год понадобился бригадиру Полоцкого вагонного депо Алексею Ткаченко, чтобы воплотить в жизнь мечту детства. Теперь по городу он передвигается на необычном трехколесном транспортном средстве, сделанном собственными руками, – веломобиле.

К воплощению своей мечты Алексей Ткаченко шел долго, поэтому и деталей для сборки уникальной модели за это время накопилось немало. В веломобиле есть элементы и классического «Аиста», и горных велосипедов. Но и сейчас полочанин постоянно совершенствует свое «детище», обещает в следующем году удивить новой моделью.

Эксплуатировать эту технику Алексей Николаевич начал недавно, но признается, что к удивленным взглядам прохожих уже привык. И водители, и пешеходы встречают его чудо-транспорт доброжелательной улыбкой, особенный интерес веломобиль вызывает у детей. Очень любят на нем кататься дочь Алексея Николаевича шестиклассница Дарья и ее подруги. Сам железнодорожник на веломобиле добирается на работу – это и экономично, и экологично, и удобно.
– Не так давно в нашей стране с размахом прошла «Европейская неделя мобильности». Развитие экологических видов транспорта сегодня как никогда актуально, – замечает собеседник. И добавляет: – Когда на улице видят мое изобретение, обычно сразу интересуются: какую скорость оно развивает. Но для меня важно было не это.
Я понимал, что конкурировать с велосипедом такая утяжеленная конструкция не сможет. Мой скоростной максимум – 25 км/ч. Зато у веломобиля есть свои
плюсы – безопасность и ком-форт. При его разработке учитывал особенности нашей местности, немало времени ушло на теоретическую часть. Он отличается от аналогичных зарубежных конструкций. К примеру, есть крыша, которая защищает от дождя, делает его более удобным.
С техническим творчеством Алексея Ткаченко познакомил отец-военный, а любимыми игрушками в детстве были конструкторы. К тому же будущий железнодорожник был счастливым обладателем модели железной дороги фирмы PIKO производства ГДР. Школьником Алексей до дыр зачитывал научно-популярные журналы «Техника – молодежи», «Наука и жизнь», «Моделист-конструктор», «Юный техник». В старших классах увлекся авиамоделизмом и автоделом. На курсах УПК еще школьником сдал экзамен на получение водительских прав.
Когда пришло время выбирать профессию, не сомневался, что это будет транспортная отрасль. Поступил в Новополоцкий политехнический институт (ныне – Полоцкий государственный университет) на специальность «технология машиностроения».
Алексей Ткаченко привык быть в числе новаторов. К примеру, на третьем курсе института организовал студию студенческого телевидения «Конспект». «Приятно, что она существует до сих пор и пользуется популярностью. А изначально все функции – и оператора, и сценариста, и ведущего – приходилось выполнять самому», – вспоминает Алексей Николаевич. Впрочем, это не мешало инициативному студенту делать достойные проекты, которые участвовали в творческих конкурсах, сотрудничать с известным в республике молодежным объединением «Крок».
К слову, увлечение видео- и фотосъемкой Алексей Ткаченко не забросил. К примеру, совсем недавно снял философский ролик для Международного фестиваля короткометражного кино Short Form. Много у него и фоторабот. В свое время к этому хобби его тоже привлек отец. «Технарь по жизни, но художник в душе», – шутит о себе собеседник.
До сих пор Алексей Николаевич занимается авиамоделизмом.
– Увлекаюсь им еще со школы. Сейчас предпочтение отдаю радиоуправляемым летательным устройствам. Меня всегда привлекал процесс их сборки, – говорит Алексей Ткаченко.
И добавляет: – Кстати, после института служил в Военно-воздушных силах Беларуси, на 276-й боевой вертолетной базе, входил в состав парашютно-спасательной команды… А мой первый карнавальный наряд в детском саду – костюм Карлсона, к тому же с рабочим пропеллером: отец постарался.
Чтобы оценить одно из своих «детищ», Алексей Николаевич приглашает нас на стадион. Рама, мотор, полетный контроллер, аккумулятор, соединительные провода и датчики – перечисляет детали собеседник, а летательный аппарат показывает мастер-класс. Алексей Ткаченко спешит предупредить, что никогда не поднимает его в воздух вблизи людей: в первую очередь, как истинный железнодорожник, думает о безопасности.
На магистрали – в Полоцком вагонном депо – Алексей Ткаченко трудится всего три года, но за это время проявил себя как высококвалифицированный и ответственный специалист. Кроме того, на предприятии его знают как местного Кулибина, что неудивительно: он инициатор множества рацпредложений. Как о технически грамотном руководителе отзывается о нем и бригада экспериментального отделения ремонтно-механического участка, которую он возглавляет. «Есть много интересных планов и задумок, – признается Алексей Николаевич. И с улыбкой добавляет: – Главный вопрос: как найти на все время?».

Екатерина ОСОВСКАЯ