Использовать преимущества

Важнейшие аспекты процесса контейнеризации и эффективного управления в цепях поставок обсудили участники научно-практической конференции, состоявшейся в рамках XI Белорусской транспортной недели.

Мероприятие, проходившее в столичном Футбольном манеже, включало пленарное заседание и круглый стол. В нем приняли участие представители профильных министерств и ведомств, железнодорожных администраций, компаний-перевозчиков, экспедиторских и логистических организаций.
Открыла заседание заместитель министра связи и информатизации Беларуси Анна Рябова. Она отметила общность интересов и задач, которые сегодня решают специалисты транспортной отрасли и сферы связи, их тесное взаимодействие по основным стратегическим направлениям. Пожелала участникам плодотворной работы.

…плюс цифровая трансформация

Затем с приветственным словом выступил председатель Ассоциации международных экспедиторов и логистики «БАМЭ» Николай Горбель. Он пояснил, что данная конференция посвящена двум важнейшим аспектам, определяющим прогресс в инновационном развитии всех видов транспорта. Это использование контейнеров как основной логистической единицы и переход на электронное взаимодействие между участниками цикла поставок.
Николай Васильевич подчеркнул, что контейнеризация является одним из основных направлений совершенствования мировой транспортной системы. Она позволяет значительно сократить время погрузки, разгрузки, доставки, в несколько раз повышает производительность труда, обеспечивает высокую степень защищенности товаров от хищений, природных факторов и механических повреждений. Стандартизация контейнеров дает возможность унифицировать транспортный процесс, способствует развитию мультимодальных перевозок. Однако для использования всех этих преимуществ необходимо создание соответствующей инфраструктуры: специализированных портов, депо, сухопутных контейнерных терминалов.
В большинстве развитых стран технологии хранения и транспортировки грузов в контейнерах становятся неотъемлемой частью систем производственной и распределительной логистики. До 98% грузов в таре перевозится с использованием контейнеров. А для нетарированных грузов эта доля составляет 70%.
– В последние годы, – отметил выступающий, – неуклонно увеличивается объем транзитных контейнерных потоков в направлении Китай – Европа – Китай. Контейнеризация различных видов транспорта и развитие мультимодальных перевозок привели к формированию транспортных сухопутных мостов, которые проходят по территории Беларуси. По данным Координационного совета по транссибирским перевозкам (КСТП), в 2016 году объем товаров, перемещенных в рамках торговли в направлении Европа – Китай – Европа, составил более 20 млн. контейнеров ДФЭ. А совокупно – через территорию Беларуси – перевезено чуть менее 1% этих товаров. По мнению экспертов, на железнодорожный транспорт может быть переключено до 5% перевозок в этом направлении.
Их увеличение было обусловлено ускоренным ростом электронной торговли. По экспертным оценкам КСТП, объем товарооборота между Европой и Китаем в 2016 году составил 109 млрд. долларов и продолжает расти. Чтобы переключить часть этого потока на евроазиатские железнодорожные маршруты (с транзитом через Беларусь), КСТП в сотрудничестве со Всемирным почтовым союзом, Всемирной таможенной организацией, Организацией сотрудничества железных дорог, железнодорожными администрациями, почтовыми операторами, таможенными органами причастных стран (включая нашу) разрабатывает проект перевозок международных почтовых отправлений в универсальных контейнерах по железным дорогам. Его успех во многом зависит от качества предлагаемых сервисов, скорости, регулярности перевозок, сохранности грузов. Для этого необходимо принять координационные и технологические меры, обеспечить движение контейнерных поездов по твердому расписанию, внедрить электронный юридически значимый документооборот, использовать электронные пломбы и метки для автоматической идентификации транспортных средств и почтовых отправлений.
– Контейнеризация является одним из наиболее перспективных мировых направлений развития транспорта и главной стратегической целью совершенствования транспортно-логистической системы Республики Беларусь, – суммировал Николай Горбель. – И здесь многое определяется эффективным использованием информационных технологий, единых управляющих центров, технически оснащенных терминалов. Цифровая трансформация данных процессов является основным условием повышения качества предоставляемых сервисов в сфере торговли и логистики.

Ежесуточно по Беларуси курсирует 8 контейнерных поездов в сообщении Азия – Европа – Азия с маршрутной скоростью от 1160 до 1400 км в сутки, а их длина на «пространстве 1520» может превышать 100 условных вагонов. Большое значение в сфере организации и пропуска контейнерных поездов имеет сотрудничество Белорусской магистрали с Объединенной транспортно-логистической компанией (ОТЛК) – совместным предприятием железных дорог Беларуси, Казахстана и России, а также реализация совместных проектов с ПАО «ТрансКонтейнер».

В завершение докладчик напомнил, что современная мировая экономика базируется с одной стороны на использовании глобальной телекоммуникационной среды, обеспечивающей мгновенное взаимодействие бизнес-партнеров в любой точке планеты, а с другой – на развитой транспортно-логистической инфраструктуре, осуществляющей беспрепятственное перемещение людей и грузов. Эта тема актуальна и для нашей страны, которая находится на пересечении важнейших транспортных коридоров.

Реализовать возможности

С основными направлениями развития контейнерных перевозок на Белорусской железной дороге коллег ознакомил первый заместитель начальника службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности Александр Евсюк. Он рассказал, что в июле текущего года
на дороге была утверждена соответствующая концепция, предусматривающая решение важнейших стратегических задач в данной области. Среди них – предоставление полного комплекса услуг при доставке грузов в контейнерах с использованием современных информационных технологий и эффективных транспортно-логистических схем, а также постоянное их совершенствование; общедоступность, оперативность и простота получения сервиса для грузовладельцев; формирование конкурентоспособных тарифов; развитие терминальной инфраструктуры.
Первым важнейшим направлением работы на рынке транспортных услуг Александр Александрович выделил транзитные перевозки. Это обусловлено удачным географическим расположением нашей страны – на границе Евразийского экономического союза и ЕС.
– С началом реализации китайской инициативы «Один пояс – один путь» можно констатировать повышение интереса грузовладельцев к железнодорожному транспорту, что подтверждается увеличением товаропотоков в контейнерах в сообщении Китай – Европа – Китай и переориентацией их с морских портов на сухопутные, – отметил выступающий.
С учетом укрепления двусторонних торгово-экономических отношений между Китаем и Беларусью вторым важным направлением деятельности железнодорожников Александр Евсюк назвал развитие импортных и экспортных перевозок, в первую очередь – в сообщении с КНР через порты соседних стран. При этом он обратил внимание на тот факт, что доставка грузов из Китая будет предполагать и возврат порожних контейнеров, причем уже в ближайшей перспективе их количество может стать достаточно большим. Для оптимизации логистики необходимо искать обратную загрузку. Решение этого вопроса совпадает с задачей, поставленной главой государства перед отечественными предприятиями о диверсификации и увеличении экспорта своей продукции. Белорусская магистраль идет им навстречу и создает привлекательные условия по организации поставок.
Подводя итоги выступления, первый заместитель начальника службы отметил, что будущее контейнерных перевозок во многом зависит от того, насколько успешно партнеры смогут реализовать свои возможности для удовлетворения потребностей клиента и рынка.
В рамках конференции ее участники рассмотрели ряд других важных вопросов. В частности, перспективы развития электронного документооборота в авиаперевозках, эффективность взаимодействия с таможенными органами. Обсудили правовые методы поставки транспортно-логистических услуг, принципы построения «Одного окна внешнеэкономической деятельности» и многое другое.

Инга МИНДАЛЁВА