Перспективы роста

В 2011 году через Беларусь проследовал 21 контейнерный поезд, связавший Китай и страны Европейского Союза. Прогноз на нынешний год – 2400. Такой впечатляющий прирост – результат успешного взаимодействия Белорусской железной дороги с китайскими, казахстанскими, российскими и другими партнерами. Перспективы роста такого транзита проанализировали участники пленарного заседания, которое состоялось в Минске в рамках Белорусской транспортной недели.

Его тема «Сопряжение транспортно-логистической системы Беларуси с Экономическим поясом Шелкового пути» на первый взгляд кажется локальной. Однако широкая география участников и глубокая аналитика докладов убедительно свидетельствуют, что данная проблематика затрагивает интересы многих участников перевозочного процесса из разных стран. И Белорусской железной дороге в подобном сотрудничестве отводится ключевая роль.
Реализация концепции «Один пояс – один путь» позволяет перераспределить грузопотоки в сообщении Китай – Европа, повышает конкурентоспособность железнодорожного транспорта. По-прежнему до 98 – 99% контейнеров из Поднебесной в Евросоюз доставляются морским транспортом. Однако грузовладельцы постепенно диверсифицируют схемы доставки, все чаще пользуются услугами железнодорожных перевозчиков, которые готовы сделать это быстрее.
В 2011 году по Белорусской железной дороге организованные поезда перевезли 2,5 тыс. контейнеров (ДФЭ) в сообщении Китай – Европа – Китай. А по итогам 2017-го ожидается 250 тыс. ДФЭ.
За последние годы значительно активизировалось сотрудничество всех участников рынка транспортно-логистических услуг – грузовладельцев, терминалов, экспедиторских компаний и перевозчиков.
В результате клиентам предоставляется не просто перевозка или логистическая услуга, а предлагается готовое транспортное решение по доставке продукции в любую точку Европы или Азиатского региона.
– Все, что мы предлагаем, должно быть качественным, своевременным и разумным по цене, – заявил на пленарном заседании начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов. – Для нас это отличная возможность конвертировать свой экспортный и транзитный потенциал в реальные перевозки и доходы от них.
По его словам, сегодня очень важно не просто доставить контейнеры, а предложить такую логистику, которая обеспечит прирост грузопотоков, принесет выгоду всем участникам перевозочного процесса.
В рамках реализации концепции Экономического пояса Шелкового пути Белорусская железная дорога последовательно развивает транспортно-логистическую деятельность.
За 2011 – 2017 годы в повышение потенциала Белорусской железной дороги инвестировано около 2,5 млрд. долларов, из которых 700 млн. было вложено в развитие маршрутов Шелкового пути. За это время, в частности, приобретено 30 современных электровозов, а также инновационный подвижной состав для перевозки пассажиров. Большое внимание уделено реализации проектов по электрификации участков основных транспортных коридоров.
Совершенствование инфраструктуры – среди приоритетов у стран-соседей Беларуси. Например, в Литве в нынешнем году планируют приступить к электрификации направления Вильнюс – Каунас – Клайпеда.
– Этот проект мы завершим в 2021 году, – сообщил на пленарном заседании заместитель генерального директора АО «Литовские железные дороги» Геримантас Баканас.
Кроме того, в ближайшие несколько лет предполагается углубить судоходный канал в Клайпедском порту до 17 метров. Такой комплексный подход сделает эту балтийскую гавань еще более привлекательной для перевалки грузов. Этот порт сегодня – важнейшее звено для перевозки белорусских экспортных грузов по железной дороге и отправке их по морю.
Президент ГАО «Латвийские железные дороги» Эдвинс Берзиньш, выступивший на форуме в Минске, призвал при наращивании перевозок контейнеров активнее использовать инфраструктуру трех портов этой страны – Рижского, Вентспилского и Лиепайского. Преимущество такого маршрута заключается и в том, что в Латвии, как и Беларуси, ширина колеи основных стальных магистралей – 1520 мм.
– Белорусская железная дорога – наш стратегический партнер, – заявил президент АО «НК «КТЖ» Канат Алпысбаев.
По его словам, инфраструктура магистрали Казахстана обладает резервом для наращивания транзита контейнерных поездов. Однако для успешности таких проектов необходимо сократить задержки составов на белорусско-польской границе.
«В определенной степени эти проблемы обусловлены тем, что в Польше реализуется масштабный проект модернизации около 18 тыс. километров пути. Работы продолжатся до 2023 года», – сообщил на форуме председатель правления АО «ПКП Карго» Мацей Либишевски.
– Белорусская железная дорога на постоянной основе проводит работу по совершенствованию технологических процессов организации перевозок, что позволяет обеспечивать беспрепятственный пропуск возрастающего контейнеропотока, – отметил Владимир Морозов. – Ежесуточно по Беларуси курсирует 8 контейнерных поездов сообщением Азия – Европа – Азия с маршрутной скоростью от 1160 до 1400 км в сутки.
Кроме того, Белорусская дорога все активнее задействует в контейнерных перевозках не только пограничный переход Брест – Тересполь, но и другие белорусско-польские стыки: Брузги – Кузница Белостоцкая и Свислочь – Семянувка, в том числе с перегрузкой на белорусской стороне.
Владимир Морозов призвал всех участников пленарного заседания объединить усилия для создания более привлекательного продукта и наращивания объемов транзита в рамках Экономического пояса Шелкового пути.

Руслан АНАНЬЕВ